Николай Томенко в свободное от политики время продолжает искать «чудеса» в Украине и пишет книги.
Украинцев нельзя воспитывать на поражениях! Об этом говорит заместитель председателя Верховной Рады Украины Николай Томенко, издавший книгу о Гоголе. Во время недавнего визита в Запорожье он заявил, что «Гоголь для него – великий украинский романтик, а потом уже великий российский реалист и сатирик. И между этим нет никакого конфликта!»
Хроники Запорожской Сечи
Запорожская Сечь на острове Хортица должна стать настоящим историко-культурным центром! По состоянию на 15 июля в рамках акции «Возродим Запорожскую Сечь!» пришло 3 тысячи СМС и 500 звонков. К благому делу уже успели приобщиться такие звезды, как народный артист Украины Анатолий Хостикоев, лидер группы «Тартак» Александр Положинский, танцор Влад Яма. Обещал не обойти стороной нашу достопримечательность и украинский богатырь Василий Вирастюк. Недавно на территории Национального заповедника «Хортица», как писала газета «ПОЗИЦИЯ» в №28, побывал Николай Томенко. По его словам, в рамках акции планируется создать современный реестр помощников в благоустройстве Запорожской Сечи. Этот факт будет подтверждаться документом, чтобы граждане знали, что они попали в историю этого объекта.
– Сегодня возник, по моему мнению, кризис доверия к историко-культурному, архитектурному, туристическому строительству вообще, – считает Николай Томенко. – Если сказать, что где-то в Украине начнется строительство, то уже трудно найти филантропа или патриотически-настроенного человека, который может приблизительно назвать, когда это завершится.
Когда мы в последний раз здесь дебатировали, как выйти из ситуации с Хортицей, я предложил, пока государство в непростой ситуации, завершить объект без госпомощи. Во-первых, нужно превратить «Запорожскую Сечь» не только в историко-культурный, но и туристический объект, и он начнет финансово «вытягивать» все территории заповедника. И мы покажем, что при грамотном подходе возможно найти соотношение между государством, городской властью и бизнесом и завершить такие проекты, взаимно контролируя друг друга.
Сейчас в СМС-голосовании принимают участие все больше украинцев, как для деморализованной страны в силу известных политических и экономических обстоятельств, это хорошее начало. Мы возобновили на Сечи работы, чтобы подкрепить доверие к проекту. Особенно нам поверили молодые люди, которые могут десятью гривнами частично помочь. Но без такой составляющей, называемой сегодня модным словом «волонтерство», Сечь не поднимем, потому что общественных работ чрезвычайно много. Когда я предыдущий раз был на Хортице, то думал, что работ меньше и объем другой.
О «Тарасе Бульбе»
Николай Томенко давно интересуется историей Хортицы и помогает заповедникам Украины, особенно принимавшим участие в недавнем Всеукраинском проекте «7 чудес Украины». Как он говорит, «ищет чудеса в Украине». Феномен казачества был одной из причин, почему парламентарий написал книгу «Украинский романтик Николай Гоголь».
– Во время учебы на историческом факультете случайно познакомился с перепиской первого ректора Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, много сделавшего для продвижения украинского дела, и Гоголя, где писатель убеждал Михаила Максимовича в необходимости написания фундаментальной истории Украины и максимального возвышения феномена казачества, – рассказывает заместитель председателя Верховной Рады Украины. – Можно сказать, что Гоголь как идеолог казачества много сделал для рождения моей книги.
Я не пересказывал биографию, а показал менее известные фрагменты из жизни Гоголя, опираясь на статьи, письма, не опубликованные произведения. Низкий образовательный уровень в Украине вообще, и, наверное, низкий уровень патриотизма в частности, привели к той ситуации, которая сложилась с фильмом «Тарас Бульба». Любой образованный человек сказал бы, что во всех московских, петербургских изданиях у Гоголя всегда было два Тараса – в первоисточнике 1835 года, и второй вариант, обнаруженный в 1842 году, к которому автор имеет опосредствованное отношение. Если бы мы снимали фильм, то брали за основу то, что писал Гоголь.
Разница для кого-то существенна, а может, и нет – в авторском варианте слово «Русь» вообще не вспоминается. Для меня было важным, чтобы Гоголя прочитали таким, каким он был в тот период, когда писал. Сложность заключается еще и в том, что практически все свои произведения он создал за пять лет и потом переписывал, дописывал или занимался литературными поисками – теологическими, религиозными. В 1842 году Гоголь, во время подъема русской литературы, уже сам мало интересовался, честно говоря, украинской тематикой.
Кроме того, я пытался подать в книге философию Гоголя. Феномен казачества для него был не только в мужестве, героизме, рыцарстве, но и в идее спасения казачеством христианской Европы.
Мы дискутировали с гендиректором Национального заповедника «Хортица» Максимом Остапенко и сошлись в том, что о мировом значении Хортицы как месте пребывания казаков впервые заговорил именно Гоголь. Но была проблема относительно извечной дискуссии: хорошо ли автор знал украинскую культуру, язык, историю? Я пошел простым путем – начал интересоваться творчеством его отца-писателя, оставившего три известные пьесы, дошедшие до нас. Я их, несмотря на незначительные тиражи, нашел и опубликовал в книге. Одну пьесу, вышедшую на украинском языке, Гоголь ставил, когда учился в Нежине. То есть снимается вопрос знания им украинской культуры.
Одна из интересных сторон и в том, что у Гоголя была значительная коллекция украинских песен, которую он собирал, а записывали в основном его мать и сестра. Специалисты определили, что было собрано более тысячи текстов. В книге привожу много писем о том, что он пробовал продвигать новые мелодии или украинские песни, как сейчас говорят, на «корпоративных вечеринках». Причем, шутил, что у него немного «козлиное» пение.
Интересным является фрагмент «Размышление о Мазепе». Я думаю, что для начала XIX столетия это адекватные взгляды. В Украине и сегодня возникают дискуссии о русификации. Гоголь – пример типичного «украинизатора». Я сделал словарь выражений, употребляемых автором в своих произведениях. В «Вечерах на хуторе…» он объясняет, что такое колядование, в русском языке такого слова не было. Такие слова как «девушка», «любовник», «любовница», «водка»» не переводил, при случае употреблял в объяснении. Фрагменты украинских песен также не переводил, потому что хотел продемонстрировать исконно наш колорит.
Фильм «Тарас Бульба» не критикую, хотя в нем не играл бы ни одной роли. Проблема нашего кинематографа и массовой культуры в том, что мы не хотим брать то, что есть. Например, можно было бы «освежить» фильм «Вечера на хуторе» 1961 года, хорошо, что недавно «СТБ» показал фильм «Вій». Немало у Гоголя важных и интересных вещей по украинской тематике, на которые можно было бы посмотреть «свежим глазом».
Гоголь – за независимость Украины
Николай Томенко говорит, что не является апологетом Гоголя, просто близка его идеология, которую должны исповедовать все сторонники украинской государственности.
– Он всю жизнь выступал за украинскую независимость и говорил на родном языке, являющемся составляющей истории и культуры, – выражает свое мнение Томенко. – И такая идеология не ошибочная. Если бы и сегодня были люди, которые в разных странах, на разных языках пропагандировали бы свою культуру, историю, край, нам работалось бы легче.
Считаю, что все, что написано на украинскую тематику, ярко говорит о его принадлежности к романтизму, а на русскую – это больше в стиле русского реализма и сатиры. Классик русской литературы Александр Пушкин говорил, что у Гоголя четко прослеживались две параллельных философских доктрины: когда он говорил о том месте, где родился, это был один выразительный стиль, о России – совсем иной.
На одной из петербургских вечеринок отмечали, что нет, по-видимому, более антироссийского писателя, чем Гоголь. В «Мертвых душах» все россияне у него воры или бандиты. В произведениях на украинскую тематику все мужественные, героические! Гоголь там не присутствовал, но его приятельница описала эту историю, и добавила, что она, между прочим, хотела бы узнать, что украинцы его также не любят, как и россияне! Понятно, Гоголя не нашел полного понимания у двух сторон, и если мы его будем в настоящий момент рассматривать как апологета казачества, это поможет в продвижении украинской идеи. Помню, когда инициировал, будучи вице-премьером, межгосударственное (с Россией) празднование 200-летия Гоголя, подчеркивал, что нужно провести аксиому, что он – человек планетарного уровня, принадлежащий мировой культуре, равно как украинской, так и русской. Пусть россияне что-то для себя ищут, а мы – для себя. Если начнем Гоголя измерять и отмечать в процентах, ничего хорошего не будет!
Виктория КИРИЛЕНКО
Комментарии:
нет комментариев