Мы продолжаем публикацию наиболее интересных ответов читателей на вопросник, опубликованный в нашей газете от 25 февраля. За прошедший со дня публикации период редакция получила уже около 500 писем, звонков, ответов на нашем сайте. Читатели газеты обеспокоены той политической и экономической ситуацией, которая сложилась в стране.
Беспрерывный политический процесс не дает системно развиваться бизнесу, вызывает у людей беспокойство за свое будущее. К нам обращаются и депутаты разных уровней, и управленцы, и бизнесмены, и просто люди труда со своими предложениями по обустройству нашей страны. Выводы пока делать рано, и мы приглашаем всех вас, уважаемые читатели, продолжить общение по обозначенному в нашей газете кругу вопросов.
А сегодня у нас в гостях руководитель финансово-промышленной группы «Агат» Виталий Балицкий.
– Уважаемый Виталий Брониславович, какой, по Вашему мнению, Украина должна быть – парламентской или президентской республикой?
– Думаю, что наиболее эффективной для Украины моделью политического устройства могла бы стать парламентская форма власти, в которой: 1) либо смешанный принцип формирования Верховной Рады (50% – партийные списки, 50% – мажоритарщики), либо двухпалатный парламент, в котором нижняя палата формируется по партийному принципу, верхняя – представители территорий; 2) исполнительная власть сконцентрирована у назначаемых парламентом премьер-министра и правительства; 3) президент страны выполняет, в основном, представительские функции во внешнеполитических отношениях государства.
– Считаете ли Вы возможным организацию федеративного устройства страны по типу земель в Германии или штатов в США, или Украина должна оставаться унитарным государством?
– Полагаю, что федеративная модель – единственно возможный способ сохранения в долгосрочной перспективе территориального единства украинского государства. В такой модели должны быть реализованы и широкие полномочия территорий – прежде всего, в социально-экономической сфере; и достаточно сильная центральная власть – главным образом, по вопросам обороны и внешней политики.
– Сколько государственных языков должно быть в Украине, и какие из них должны соответствовать этому статусу?
– Наличие одного государственного языка – украинского, никоим образом на должно препятствовать свободному использованию и развитию русского и иных языков, в соответствии с Европейской хартией региональных языков и языков меньшинств. Родители должны быть вправе беспрепятственно выбрать язык, на котором их ребенок будет обучаться в школе, а студенты вправе свободно выбирать язык обучения в вузе. При этом знание в совершенстве украинского языка должно быть обязательным для всех госслужащих.
– Украина – внеблоковое государство или мы должны присоединиться к какому-то военно-политическому блоку?
– Реальный внеблоковый статус и соблюдение принципа нейтралитета могли бы стать основой наиболее эффективной для Украины модели безопасности.
– Стали бы Вы инициировать вопрос возврата Украине ядерного потенциала?
– Для такого возврата не существует ни правового, ни политического механизмов. А попытки их создания могут привести к неоправданному обострению взаимоотношений с государствами СНГ – прежде всего, с Россией. Теоретически, речь может идти лишь о воссоздании ядерного потенциала Украины, но с практической точки зрения это абсолютно излишне. Во-первых, экономически это неподъемно сейчас для Украины; во-вторых, возобновление ядерного статуса Украины, скорее, создало бы для нее дополнительные потенциальные угрозы со стороны других ядерных держав, прежде всего, России и США, чем обеспечило бы гарантии безопасности украинского государства. Тогда как внеблоковый и безъядерный статус Украины, наоборот, дает дополнительные гарантии Украины в системе европейской коллективной безопасности.
– Как Вы считаете, должна ли Украина исповедовать многовекторность во внешней политике или стремиться к приоритетам одного направления?
– Многовекторность однозначно дает больше шансов для реализации интересов Украины в разных частях света, прежде всего – на европейском континенте.
– Сегодня Украина не является членом единого таможенного союза, в который входят Россия, Беларусь и Казахстан. Вместе с тем, у нас есть подписанное соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП), которое ратифицировано Верховной Радой, но не действует.
Считаете ли Вы возможным «оживлять» его и идти по пути интеграции страны с Россией, Беларусью и Казахстаном?
– Да, реальное вхождение Украины в ЕЭП должно стать одним из приоритетных направлений нашей внешней политики.
– Что для Вас стремление Украины в ЕС (Европейский союз) – благо, унижение или что-то еще?
– Украина должна, прежде всего, обеспечить у себя соблюдение европейских стандартов демократии: как во всех сферах государственного управления, так и в местном самоуправлении. Эти стандарты не могут быть унизительными ни для государства, ни для граждан. В условиях отсутствия в Украине надежных гарантий соблюдения этих стандартов, любые разговоры о стремлении Украины в ЕС – пустая говорильня и трата времени.
– Видите ли Вы в целом перспективу существования ЕС?
– Скорее да, чем нет. Даже при всех нынешних проблемах Евросоюза.
– Если бы Вы занимали президентский пост, какие конкретные пути выхода из кризиса смогли бы предложить?
– Три общенациональных инфраструктурных проекта: «Дороги Украины», «Доступное жилье», «Эффективные жилищно-коммунальные услуги». Вокруг этих проектов могут быть реализованы серьезные инвестиционные программы во всех стратегических отраслях: энергетике, металлургии, индустрии стройматериалов, машиностроении, нефтехимии и химии полимеров, т.д. Но базисом для реализации этих проектов должно стать принятие простого и жесткого антикоррупционного законодательства.
– Насколько необходимым и оправданным является вступление Украины в ВТО и стоит ли это членство расширять?
– О необходимости и оправданности рассуждать уже поздно. Но и расширять участие Украины в ВТО преждевременно.
– Будучи главой страны, стали бы Вы создавать газотранспортный консорциум при участии Украины, России и европейских партнеров?
– Он мог бы стать эффективной моделью сбалансированного учета интересов всех его участников. Поэтому развитие такого консорциума считал бы оправданным с точки зрения долгосрочных интересов Украины на газовом рынке Европы.
– Считаете ли Вы цену на газ для Украины со стороны России завышенной и если да, как ее можно изменить?
– Снижение цены российского газа для Украины должно стать одним из стартовых пунктов при создании газотранспортного консорциума.
– Возможна ли амнистия капитала в Украине, дальнейшая легализация доходов граждан и соответствие расходов доходам?
– Это должно быть реализовано как первая составная часть принятия простого и жесткого антикоррупционного законодательства. Декларации о доходах должны быть обязательны для всех, чей совокупный доход за год превышает 240 минимальных зарплат (или, в среднем, более 20 «минималок» в месяц). Кроме того, все чиновники – от сельсовета до центральных органов государственной власти – обязаны ежегодно подавать «декларации о расходах»: свои персональные и родственников «первой линии» (родители, дети, супруги, родные братья, сестры).
– Должны ли находиться в государственной собственности стратегические предприятия – железнодорожный транспорт, сталелитейные предприятия, угольная промышленность и др.?
– Государству целесообразно иметь блокирующие пакеты акций в уставных фондах этих предприятий, но участие крупного частного капитала в них обязательно. Однако в сфере естественных монополий (энергетика, добыча угля, руды, нефти, газа) государство должно быть вправе устанавливать ограничения по норме прибыли и вводить повышенные ставки налогообложения прибыли бизнес-структур, являющихся совладельцами этих предприятий.
– Должна ли, по Вашему мнению, земля сельскохозяйственного назначения в Украине свободно продаваться или лучше сохранить мораторий на ее продажу?
– Земли, в том числе и сельскохозяйственного назначения, должны свободно продаваться, но только через систему государственных земельных банков.
– Стали бы Вы поддерживать «украинизацию» средней и высшей школ?
– Как я уже отметил, у родителей должно быть право беспрепятственно выбрать язык, на котором их ребенок будет обучаться в школе, а студенты вправе свободно выбирать язык обучения в вузе. Отмечу, что русский язык и литература в школах преподаются недостаточное количество часов, программа предельно упрощена и сокращена. Независимое тестирование проводится исключительно на украинском. Все это приводит к тому, что у учащихся и родителей пропадает мотивация к изучению родного языка. Необходимы политическая воля и взаимоуважение.
– Как Вы считаете, государство не должно вмешиваться в дела церкви? Стали бы Вы продолжать линию предыдущего президента на достижение автокефалии?
– Государство и церковь не вмешиваются в дела друг друга. Государство создает законодательные условия для равного существования всех легальных конфессий.
– Считаете ли Вы возможным введение в Украине смертной казни за особо тяжкие преступления?
– Считаю это необходимым.
– Какой Вы видите украинскую армию: основанную на всеобщей воинской повинности, контрактной или предпочтительнее смешанный вариант?
– На нынешнем этапе – смешанной; с перспективой перехода в течение 3–5 лет на контрактный принцип формирования.
– Возможна ли успешная борьба с коррупцией в Украине? Если да, какие конкретные шаги в этом направлении сегодня реально предпринять? Или такой подход, как «свій до свого по своє» является краеугольным камнем украинского менталитета?
– Придерживаюсь мнения, что нужна государственная воля для успешной борьбы с коррупцией, принятие действенного, жесткого и прозрачного антикоррупционного законодательства.
– Виктор Ющенко осуществил ряд резонансных награждений, в частности, присвоил звания Героев Украины тем людям, которые в сознании многих наших граждан являются преступниками. А кого наградили бы Вы?
– Достойных – согласно их вкладу в развитие или сохранение государства и его граждан; и в строгом соответствии с законодательно определенной процедурой представления к высшим государственным наградам.
– Какие действия Вы бы предприняли, чтобы способствовать духовному и моральному сплочению граждан страны?
– Необходимо гарантировать и обеспечить неукоснительное соблюдение принципа верховенства права и равенства всех перед законом. Ничего так не поможет простым людям забыть межличностные распри, как вид получающих «по заслугам» чиновников, злоупотребивших служебным своим положением и должностными полномочиями.
– Какой, по Вашему мнению, должна быть медицина в Украине: платной, страховой, бесплатной или смешанной?
– В законах должен быть четко определен перечень гарантированных государством бесплатных медицинских услуг, применительно к разным возрастным группам. Все, что сверх этого перечня, должно оплачиваться через систему обязательного государственного и дополнительного частного медстрахования.
– В Советском Союзе существовала цензура прессы, в Украине сегодня – свобода слова, граничащая со вседозволенностью. Как Вы относитесь к печатным и электронным масс-медиа?
– Бережно, при условии четкого разграничения форм подачи информации: факт, комментарий, гипотеза, версия, экспертное мнение, частное мнение. При соблюдении медиа-сообществом таких профессиональных канонов любой политик, жалующийся на критичность медиа, будет выглядеть также несуразно, как капитан корабля, жалующийся на волны в море.
Сергей ЗНАМЕНСКИЙ
Комментарии:
нет комментариев