Этим материалом ПОЗИЦИЯ завершает публикацию откликов наших читателей на наш вопросник от 25 февраля. Мы благодарны всем, кто откликнулся на наше предложение изложить свое видение развития Украины. Надеемся, наши читатели с интересом узнали взгляд на ситуацию в стране известных людей Запорожья и, возможно, кому-то это помогло сформировать собственную точку зрения на важнейшие вопросы жизни нашей страны и общества. Сегодня у нас в гостях подъесаул (капитан) Сергей Григорьев, начальник пресс-службы Союза казаков Украины «Войско Запорожское», член правления Союза русских журналистов и литераторов Украины.
– Уважаемый Сергей Владимирович, по Вашему мнению, Украина должна быть парламентской или президентской республикой?
– Парламентско-президентской. Вынужден изречь банальность: мы полиэтничная, а в религиозно-конфессиональном и вообще в мировоззренческом плане – предельно разношерстная страна. Два основных региона Украины принадлежат к двум достаточно разным цивилизациям. Плюс мощный тюрко-исламский фактор в Крыму. Этакий Тяни-Толкай с двумя (как минимум!) головами, смотрящими в противоположные стороны. Или, по терминологии Льва Гумилева, этническая химера. Именно химера, потому что та ее «голова», которая считает себя более умной, ни в грош не ставит интересы и взгляды другой «головы», что, в свой черед, является первопричиной регулярных и притом крайне болезненных конвульсий общего социального организма.
Так вот, чтобы эти конвульсии не завершились агонией, рано или поздно придется определиться, какая из двух «Украин» является исходной, аутентичной, матричной. Очевидно, это именно те регионы, которые сделали и пока еще делают ее государством, значимым в мировой «табели о рангах». Тем более что в этих регионах проживает пока еще значительное большинство наших сограждан и создается львиная доля ВВП. В ходе честных парламентских выборов депутаты от Юго-Востока практически всегда будут иметь возможность без проблем создавать правящую коалицию, а на ее основе – стабильный Кабинет Министров. Президента же нам могут попросту назначить извне, как это уже, увы, однажды случилось. Тем не менее, пост всенародно избираемого главы государства, на мой взгляд, необходим – во-первых, в качестве гаранта Конституции, а во-вторых, символа державного единства Украины и ее живого, персонифицированного олицетворения. Однако полномочия первого лица должны отвечать духу политреформы-2005, а процедура его импичмента быть реально исполнимой.
– Считаете ли Вы возможным организацию федеративного устройства страны по типу земель в Германии или штатов в США или Украина должна оставаться унитарным государством?
– Да, считаю, хотя федеративные модели США и ФРГ не идентичны. Украине нужна украинская модель. Но тема эта суперсложная, суперобширная. Для начала необходимо определиться с границами федеральных земель, с их правовым статусом. Иначе говоря, будут ли они соучредителями фактически нового государства или же получат автономный статус в ходе всеукраинского референдума? Каковыми будут принципы формирования верхней палаты (условно говоря, Сената) – то ли через прямые, всенародные выборы сенаторов, то ли путем автоматической кооптации в Сенат премьер-министров и председателей парламентов федеральных земель? Вопросов пока больше, чем внятных ответов.
К тому же Украина сейчас в такой ситуации, что масштабной административно-территориальной реформы ей, увы, не потянуть. Довести бы до ума идею размежевания полномочий между президентом и Верховной Радой, буксующую с 2005 года.
– Сколько государственных языков должно быть в Украине и какие из них должны соответствовать этому статусу?
– Украинский и русский. Плюс «букет» региональных в местах компактного проживания известных этнических групп. Причем, с учетом лукавых политико-бюрократических игрищ вокруг данного вопроса, это право желательно закрепить в ст. 10 Основного Закона.
– Украина – внеблоковое государство или мы должны присоединиться к какому-то военно-политическому блоку?
– Лучше бы присоединиться к Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят многие страны СНГ. Это соответствует и евразийской восточнославянской ментальности Юго-Востока и Центра (т.е. Украины как таковой), и чисто прагматическим резонам. Ибо успешные межгосударственные интеграционно-экономические проекты всегда и везде строятся на базе военно-политических союзов. Тот же Евросоюз вырос на фундаменте НАТО. Без последнего не было бы первого. Ну кто станет холить и лелеять за счет собственных ресурсов своего потенциального противника вблизи отеческих границ? То же самое – с ОДКБ, СНГ, ЕЭП и особенно ЕврАзЭС.
– Нужно ли инициировать вопрос возврата Украине ядерного потенциала?
– Ни в коем случае. Не по Сеньке шапка. Представьте себе, каких дров наломали бы «оранжевые», окажись у них в руках «атомная дубинка». Да и не по деньгам нам уже подобные «изделия».
– Должна ли Украина исповедовать многовекторность во внешней политике или стремиться к приоритетам одного какого-то вектора?
– Приоритет СНГ, ЕЭП, ЕврАзЭС.
– Сегодня Украина не является членом Единого таможенного союза, в который входят Россия, Беларусь и Казахстан. Вместе с тем, у нас есть подписанное соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП), которое ратифицировано Верховной Радой, но не действует. Стоит ли «оживлять» его и идти по пути интеграции страны с Россией, Беларусью и Казахстаном?
– Однозначно да.
– Что для Вас стремление Украины в ЕС (Европейский союз) – благо, унижение или что-то еще?
– Это блажь, чисто «хохляцкая» зависть к чужому добру плюс стремление поживиться им «на шару», вместо того чтобы пахать до седьмого пота на своей (пока еще своей) земле. Есть ли в ЕС рынок для украинских товаров? Да, есть – для сырья, полуфабрикатов, электроэнергии, кое-какой сельхозпродукции. Но все это и так оторвут двумя руками. Зато для продукции машиностроения там рынка нет, и не будет. История с военно-транспортным самолетом Ан-70 – хрестоматийный тому пример. В принципе при разумном правлении здесь у нас лет за 20 можно создать подобие рая, которому вырождающийся Запад и в подметки не годился бы. Наоборот, это ЕС должен стремиться вступить в Украину на правах «младшего брата по разуму».
– Видите ли Вы в целом перспективу существования ЕС?
– Безусловно. Но – без дальнейшего его расширения в восточном и южном направлениях. Ведь ЕС – это один целостный мир. А СНГ – это другой, но не менее целостный.
– Будучи на президентском посту, какие конкретные пути выхода из всеобъемлющего украинского кризиса Вы бы инициировали?
– Конфискация всех активов той части олигархата, которая является откровенно антинациональной, компрадорской, космополитической. Национализация базовых отраслей народного хозяйства. Ликвидация частных коммерческих банков. Прекращение хождения иностранных валют. Новая коллективизация (на сугубо добровольных началах), поддержка колхозов (в форме АО и ООО) «длинными» льготными госкредитами. Новая Столыпинская реформа, призванная возродить вымирающее село и, наоборот, избавить мегаполисы от переизбытка населения. Введение госмонополии на продажу алкоголя и табака.
– Насколько необходимо и оправданно вступление Украины в ВТО, и стоит ли это членство расширять?
– Его нужно аннулировать, причем как можно скорее.
– Стоит ли создавать газотранспортный консорциум при участии Украины, России и европейских партнеров?
– Да. Иначе лет через 10–15 наша ГТС в виде ржавого железа уплывет на переплавку в Турцию или куда там еще.
– Считаете ли Вы цену на газ для Украины со стороны России завышенной и если да, как ее можно изменить?
– Премьер-министр Н.Я. Азаров назвал прежнюю («Юлину») цену на российский газ «кабальной». Полностью с ним согласен. Решил бы вопрос точно так же, как это сделал В.Ф. Янукович со своей командой. Да еще и предоставил бы Черноморскому флоту РФ базы в Донузлаве, Одессе, Очакове, Измаиле, а также места базирования российских сухопутных войск и ВВС вдоль всей западной границы Украины. В обмен потребовал бы максимум торгово-экономических преференций со стороны Кремля.
– Возможна ли амнистия капитала в Украине, дальнейшая легализация доходов граждан и соответствие расходов доходам?
– Нет. Должна работать формула – либо добровольный возврат из оффшоров всех неправедно нажитых капиталов, либо повторение судьбы Ходорковского.
– Должна ли земля сельскохозяйственного назначения в Украине свободно продаваться или Вы сохраните мораторий на ее продажу?
– Никаких продаж. Только долгосрочная аренда.
– Стали бы Вы поддерживать украинизацию средней и высшей школ?
– Украинский язык в сфере образования – да. Искоренение русского языка под маской «украинизации», тем паче воспитание все новых поколений русофобов с чисто русскими корнями – ни в коем случае.
– Как Вы считаете, государство не должно вмешиваться в дела церкви или Вы считаете правильной линию предыдущего президента на достижение автокефалии?
– В дела канонической Церкви (а у нас она одна – УПЦ) – никаких вмешательств. Что до раскольничьих сект, именующих себя «православными церквями», то как президент инициировал бы процедуру снятия их с официальной регистрации. Ибо созданы они с нарушением гражданских законов, не то что вселенских канонов.
– Считаете ли Вы возможным введение в Украине смертной казни за особо тяжкие преступления?
– В исключительных случаях (типа маньяка Оноприенко) – да. Однако пожизненное заключение на каторге, на мой взгляд, целесообразнее. Пусть выполняют тяжелую, противную работу.
– Какой Вы видите украинскую армию: основанную на всеобщей воинской повинности, контрактной или предпочтительнее смешанный вариант?
– Только повинность. Срок службы для рядовых – три года (в возрасте от 17 до 20 лет), но с минимальной по стране зарплатой и недельным отпуском раз в квартал. По достижении 30-летнего возраста мужчина должен раз в пять лет проходить переподготовку в армейских и флотских частях.
– Возможна ли успешная борьба с коррупцией в Украине? Если да, то какие конкретные шаги в этом направлении сегодня реально предпринять? Или такой подход, как «свій до свого по своє» является краеугольным камнем украинского менталитета?
– «Свій до свого по своє» – это принцип национальной экономической солидарности. Коррупция тут ни при чем. Искореняют же ее – причем вполне эффективно – путем публичной казни проворовавшихся чинуш. Как в Китае, Иране и прочих «тоталитарных» якобы государствах.
– Виктор Ющенко осуществил ряд резонансных награждений, в частности, присвоил звания Героев Украины тем людям, которые в сознании многих наших граждан являются преступниками. А кого наградили бы Вы?
– Нашего земляка младшего политрука Алексея Гордеевича Еременко, предстоятеля УПЦ митрополита Владимира (Сабодана), академика Петра Петровича Толочко, редактора еженедельника «2000» Сергея Александровича Кичигина.
– Какие действия Вы бы предприняли, чтобы способствовать духовному и моральному сплочению граждан страны?
– Доведение до логического завершения «дела Гонгадзе» и «дела об отравлении Ющенко». Непризнание вердикта Международного суда в Гааге по Черноморскому шельфу. Разгром исламского экстремизма и сепаратизма в Крыму. Люстрация в отношении сторонников ОУН-УПА. Тюремные сроки – небезызвестным «грантоедам»-провокаторам. Превентивные акции украинского спецназа в Сомали и других горячих точках.
– Какой, по Вашему мнению, должна быть медицина в Украине: платной, страховой, бесплатной или смешанной?
– На первых порах – смешанной, после кризиса – бесплатной.
– При Советском Союзе существовала цензура прессы, в Украине сегодня – свобода слова, граничащая со вседозволенностью. Как Вы относитесь к печатным и электронным масс-медиа?
– Отношусь избирательно – в зависимости от профессионализма и идейного наполнения того или иного СМИ, но всегда с интересом. С теми журналистами, кто нарушает закон, всегда можно разобраться по закону. Было бы желание. Хотя власти, занятой созиданием, просто некогда было бы реагировать на все критические реплики в собственный адрес. Это вопиющий нонсенс, когда ведущие чиновники Украины больше времени проводят на различных телевизионных ток-шоу, чем в своих служебных кабинетах. Такую практику я бы решительно сломал.
Комментарии:
нет комментариев