Децентрализация власти в Украине стала насущным вопросом в течении долгих лет, а споры о ее пользе и опасности не утихают по сей день, поскольку ситуация с продвижением реформы не однородная в пределах разных ОТГ. В рамках конференции «Медіашкола децентралізації для українських регіональних журналістів», которая прошла в Запорожье с 6 по 8 декабря мы попытались оценить результаты реформы, а также особенности формирование бюджетов ОТГ.
На сегодняшний день, через аналогичную реформу уже прошли такие постсоциалистические страны, такие как Польша, Словакия, Литва, Латвия, Эстония, что дало толчок в развитии экономики страны, в особенности сельских территорий, что так важно для нашей страны из-за значительной миграции сельского населения в более крупные города
Основными задачами децентрализации власти является: обеспечение доступности публичных услуг, оптимальное распределение нагрузки между органами местной самоорганизации, создание оптимальных материальных, финансовых и организационных условий для исполнения органами местной самоорганизации их обязанностей.
Еще в 2015 году, в Верховную Раду Украины, был внесен на рассмотрение законопроект о децентрализации власти. С тех пор прирост составил 665 объединенных территориальных громад, а также значительно возросла численность населения в них. Наибольших успехов в децентрализации удалось достичь Хмельницкой, Житомирской, Черниговской, Волынской и Днепропетровской областям. А вот Запорожская область пока только на шестом месте.
В результате реформы ОТГ получили возможность непосредственно заниматься развитием инфраструктуры, экономическим развитием, стратегическим планированием, решать вопросы о застройке территорий и благоустройстве, медицинской и образовательной сферой, а также ЖКХ и дорогами. Как следствие мы можем видеть увеличение доли собственных доходов в местные бюджеты, что на 79% оправдали предварительные прогнозы, и увеличение доли местных бюджетов в совокупном бюджете Украины.
За счет различных дотааций и субвенций, помошь государства местным объединениям возросла в 30 раз в сравнении с 2014 годом. По таким направлениям как: ЖКХ, благоустройство, пожарная безопасность, образование, медицина, соцобеспечение и прочие.
Однако у нас все еще остается не решенным часть проблем связанных с продвижением реформы о децентрализации. Например, непоследовательность нормативно-правовой системы, что задерживает принятие многих необходимых законопроектов. ОТГ объединяют много людей, большинство из которых мало знакомы с правовой базой, не имеют управленческого опыта и опыта ведения бюджетов. Также сложность в том, что реформа должна охватить множество жизненно важных для людей сфер. Так последней мы видели негативную реакцию на медицинскую реформу.
Именно поэтому необходимо больше информации о ходе реформ, успехах и этапах проведения для простых людей.
В результате медицинской реформы планируется изменить систему оплаты труда врачей и финансирования мед. учреждений. Пациент будет самостоятельно выбирать себе лечащего врача и заключать договор, а государство планирует ежемесячно перечислять мед. учреждению деньги на зарегистрированных пациентов. Эти изменения ожидают нас уже с 1 января 2018 года. Так что не затягивайте с выбором хорошего семейного врача.
На очереди стоит создание единых, современных центров предоставления административных услуг, а также реформа образования. В этих направлениях уже делаются первые шаги. А также реформы касающиеся земли в ОТГ.
Что же касается бюджетов ОТГ, то нам также разъясняются все составляющие. Так в бюджет ОТГ предназначены от государства: базовая дотация, образовательная дотация, медицинская дотация и прочее. А государство ожидает обратных выплат в виде налогов.
Также в бюджет ОТГ начисляются 60% подоходного налог, который ранее перечислялся в бюджет района, ОТГ могут брать как внутренние, так и внешние кредиты, чего не было ранее. Разумеется, государство оставляет за собой контроль за выполнением бюджетного законодательства и приводится целый ряд норм, согласно закона Украины.
Таким образом, мы видим позитивную динамику реформы децентрализации власти и будущие перспективы развития ОТГ. Однако скорость принятия законопроектов и внедрение реформы в отдельные сферы, оставляет желать лучшего, что и вызывает скепсис населения. Также стоит отметить недостаточную прозрачность и доступность информации, какую выгоду получает простой потребитель и тот, кто предоставляет услуги в той же медицинской и образовательной сфере.
Комментарии:
нет комментариев