misto.zp.ua

Дань Богу

Дань Богу

В последнем номере прошлого года ПОЗИЦИЯ подняла интереснейшую и довольно редко обсуждаемую тему религиозных обрядов разных народов. В этом номере мы расскажем о традиции паломничества в наиболее близкой жителям Европы вере – христианстве.

Христианство – вторая по времени возникновения из мировых религий. Его история теснейшим образом переплелась с историей народов, прежде всего Европы, а в дальнейшем и многих неевропейских стран. Сейчас христианство – самая распространенная религия на Земном шаре: ее приверженцев насчитывается свыше двух миллиардов человек (главным образом в Европе и Америке). Однако христианство не едино: оно с давних пор распадается на целый ряд вероисповеданий, церквей, толков и сект, зачастую враждующих между собой.

Как и хадж в исламе, о котором мы недавно рассказывали, паломничество в христианстве является одним из краеугольных камней веры и одним из главнейших религиозных обрядов. Собственно, само слово «паломничество» в полном смысле правильно употреблять лишь по отношению к христианскому паломничеству.

Паломников, отважившихся в прошлые века поехать на Святую Землю, называли на Руси поклонниками. Ведь они ехали в далекое и опасное по тем временам путешествие не просто для развлечения, а чтобы поклониться святыням. Позднее стало более употребительным слово латинского происхождения «паломник» (пальмовник), т.е. «державший пальмовую ветвь»: у католиков было принято на память о посещении Святой Земли увозить домой ветку пальмы. Но, несомненно, русское слово «поклонник» наиболее точно отражает дух и внутреннее состояние верующего при соприкосновении со святыми местами.

Так, к примеру, православное паломничество жителей нашего края в колыбель христианства Иерусалим возникло в первые же годы после крещения Древней Руси и продолжается до настоящего времени, то усиливаясь, то затихая, вот уже тысячу лет.

Традиции православного паломничества на Святую Землю складывались столетиями, переживая периоды расцвета и упадка. В древние времена жестоких гонений римских императоров на христиан было запрещено не только совершать паломничество, а даже произносить вслух имя святого города Иерусалима, которое было изменено на Элию-Капитолину. Император Константин, внимая своей матери царице Елене, прекратил гонения на христиан в Римской империи. Он признал христианство, возродил традиции, и многочисленные паломники устремились поклониться вновь обретенным святыням.

Бурные революционные процессы в России после 1917 года нанесли тяжелые удары по русскому православию. Удары настолько ощутимые, что и сегодня, в новых условиях, оно не может вернуться к тому расцвету, который был в конце XIX века. Потери колоссальные – много утрачено безвозвратно, но самое главное, утрачены христианские традиции, которые существовали в дореволюционной России.

В наше время после развала Советского Союза православные поклонники с территории СНГ вновь смогли молиться на Святой Земле, где их встречают представители Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Очень много православных святынь в вечном городе – Риме. В Италии для православных паломников два самых важных города – это Рим и Бари. Все-таки Церковь была едина целую тысячу лет, и за это время здесь появилось множество святынь, которым православные люди до сих пор поклоняются. В первую очередь, конечно, святому апостолу Петру. А в Бари покоятся честные мощи святителя Николая Мирликийского, и туда, конечно, не зарастает тропа, проложенная православными паломниками.

Православные святыни находятся и в других крупных городах и столицах европейских стран. Например, многие ездят в Прагу на поклонение честным мощам княгини мученицы Людмилы Чешской. В Париже также немало реликвий, в том числе терновый венец Спасителя.

На постсоветском пространстве паломничество постепенно приобретает массовый характер во многих регионах. Сегодня очень много возрождается традиционных и народных форм паломничества. Например, многодневные крестные ходы к определенной святыне или от одной святыни к другой. Многие паломники приезжают в Москву и Санкт-Петербург. В Екатеринбурге возобновились крестные ходы к Царским мученикам. Практически в каждой епархии есть святыни, к которым направляются православные люди, проживающие в соседних городах и селениях. К чудотворным иконам Спасителя и Божией Матери, к святым источникам, честным мощам Божьих праведников отправляются и поклоняются миллионы людей из Украины и России.

Много святынь, которым поклоняются православные паломники, на Украине и в Беларуси. Это, прежде всего, Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская лавры, а также Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь.

Отдельного слова заслуживает Киево-Печерская лавра – один из первых по времени основания монастырей на Руси. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырем связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.

В ближних и дальних пещерах лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).

В настоящее время нижняя лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя лавра – в ведении национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В укромных двориках извилистых улочек этого поистине святого места царит непередаваемая атмосфера, где воздух как будто заряжен энергетикой сотен миллионов верующих побывавших в этом месте в течение тысячи лет.

Сегодня нередко можно услышать такие словосочетания как «паломнический туризм», «паломнический тур», «паломническая экскурсия» и т.д. Все эти выражения проистекают от непонимания сути паломничества, от сближения его с туризмом по чисто внешнему сходству. И паломничество, и туризм связаны с темой путешествия. Однако, несмотря на сходство, они имеют разную природу. Даже посещая одни и те же святые места, паломники и туристы делают это по-разному.

Туризм – это путешествие с познавательными целями. Одним из популярных видов туризма является религиозный туризм. Главное в этом виде туризма – знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всем этом рассказывается на экскурсии, которая является для туриста самым главным элементом путешествия. Экскурсия может быть также частью и паломничества, но только не главной и не обязательной, а вспомогательной. Главное в паломничестве – это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество – часть религиозной жизни каждого верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином.

Призывая своих верующих к совершению паломничества, Православная Церковь с уважением относится и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения наших соотечественников.

Екатерина ПЕРШАКОВА


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |