С этим судьбоносным вопросом решил обратиться к землякам в День рождения христианства – праздник Святой Троицы. Ведь, согласно социологическим данным, верующими (преимущественно православными) себя считают четыре пятых соотечественников. Полученные же результаты шокировали: из полусотни остановленных горожан разного возраста лишь… четверо полагаются на Бога. Остальные – на сугубо мирские факторы: семью, работу, друзей, личные интересы, удачу, надежду, стремление жить по-людски и вообще жить, вопреки всему…
Человек человеку – волк или друг?
Невольно всплыл в памяти потрясающий рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». Попавший в крайне сложное положение старатель-охотник преодолевает жуткие трудности – голод, холод, предательство напарника, одиночество, боль, отчаяние, по-звериному зубами убивает охотящегося на него столь же охлявшего волка. И всё же на последнем издыхании ползёт к берегу, около которого виднеется судно, задержавшееся в высоких широтах. Награда – чудесное спасение из, казалось бы, безвыходной ситуации с последующим… превращением в полубезумное существо, лишь под конец длительного рейса начавшее обретать способность трезво мыслить. В общем, наглядное и, несомненно, талантливое подтверждение жёсткого принципа свободного предпринимательства: «Человек человеку – волк». В противовес ему – исторически подтверждаемое СОЗНАТЕЛЬНОЕ самопожертвование первохристиан, массово отказывавшихся предать обретённую веру, идя на неимоверные муки – распятие, растерзание дикими зверями под улюлюканье опьянённой кровью и ненавистью толпы, что ярко описано Генриком Сенкевичем в романе «Куда идёшь». В первом случае сверхчеловеческим напряжением сил и воли руководит сугубо животный инстинкт борьбы за существование, не останавливающийся ни перед чем. Во втором же – выбор несгибаемого духа, что и отличает нас от «братьев меньших». Коли остановимся на первой ступени – напрочь законсервируем ВСЕ смертные грехи, начиная с убийства себе подобных. А вот посредством боговдохновлённого сознания обретём право на истинно человеческое сообщество и продление собственной жизни в самых неблагоприятных обстоятельствах.
«Господи, помилуй!»
Будучи несколько лет знаком с умным, чутким и деятельным священником (не называю имени из этических соображений), случайно узнал поучительную мотивацию принятия им церковного сана. Служа в составе «ограниченного контингента» Советских войск в Афганистане, во время боя он был тяжело контужен и, к тому же, засыпан землёй от разорвавшейся мины. Снаружи оказалась лишь кисть руки, импульсивно продолжавшая подрагивать, что привлекло внимание проползавшего рядом сослуживца. Вырыв потерявшего сознание раненого, тот оттащил его в блиндаж, где санитар еле откачал бойца, уже занесённого в «двухсотые». Далее – госпиталь, многомесячное лечение с туманными перспективами на будущее… Подняла же на ноги хлебнувшего лиха «афганца» вера в Бога и данный себе обет посвятить жизнь служению Церкви, приобщая к ней всех душевно страждущих, растерянных, заблудших. Воистину, как часто повторял Христос избавленным от хвори страждущим, «твоя вера спасла тебя…» Все мы ходим под Вечностью. И в тяжкую минуту, независимо от духовных ориентиров, отчаянно взываем к последней надежде: «Господи, помилуй!» Вопреки здравому смыслу, помощь приходит как бы ни откуда: отступает тяжкий недуг, губительная пуля пролетает мимо, кажущийся неодолимым враг терпит поражение… Подтверждений тому – несть числа, начиная с непостижимого исцеления Иисусом бесноватых, прокажённых, слепых, калечных и даже оживления почивших. Миф, красивая сказка? Но вот факт: сохранилась усыпальница Лазаря, воскрешённого Спасителем и после того ещё тридцать лет служившего епископом на Кипре, с красноречивым указанием на надгробной плите – «четвертодневный» (то бишь именно столько пробывший в мире ином)… Что и говорить о наших современниках – тех же фронтовиках! Практически каждый из них может навести пример с собой или побратимами, когда ТОЛЬКО молитва уберегла от, казалось бы, неминуемой гибели: за минуту до попадания в блиндаж вражеского снаряда по призыву Свыше выбрался наружу; во время атаки интуитивно (опять-таки с божественной «подсказки») перепрыгнул через мину, на которой подорвался бежавший следом равнодушный к Господу боец. А скольких воинов в прямом смысле уберёг нательный крестик! Особенно поразителен основанный на реальном событии эпизод из документально-игрового фильма о начале войны с фашизмом. Два идейных антипода – репрессированный священник и его безжалостный преследователь-энкавэдист – спасаются ВЕРОЙ: сердце первого заслоняет от осколка гранаты ритуальный крест, а второго, тяжелораненого, но уже прозревающего от богоборческого натаскивания, уносит от немецкой облавы Высшее милосердие в лице… жертвы своего же произвола – батюшки Александра…
Людской героизм либо Божья милость?
Не потому ли, когда судьба страны в борьбе с гитлеровским нашествием повисла на волоске, Сталин, превративший в «лагерную пыль» и расстрелявший десятки тысяч церковнослужителей, воззвал к патриотическим чувствам миллионов дотоле жестоко преследуемых верующих-сограждан? Результат не замедлил сказаться: по всем параметрам безнадёжно проигранная к концу 1941 года битва с нацистской Германией и её сателлитами опять-таки непостижимо обернулась победным маем сорок пятого! Чего стоит хотя бы будто ниспосланный Небесами «генерал мороз» – беспрецедентно лютая зима, ставшая неодолимой преградой для армий вермахта, дотоле не знавших серьёзных поражений во всей Европе… Ведь, как признаёт в своих мемуарах маршал Жуков, на всём сотнекилометровом пути вражеских танковых армад до Москвы тогда не оставалось сколь-нибудь существенных сил Красной Армии. Не случайно у фюрера уже был готов детальный сценарий «марша по поверженной большевистской столице». Ан, дудки! Без пяти минут победный триумф растянулся на четыре кровопролитных года, приведши к взятию… Берлина «почти разгромленным» противником. Предвижу гневные возражения: мол, причём тут воля Всевышнего – ненавистных захватчиков одолело всенародное мужество наших отцов и дедов! Не спорю: И ЭТО ТОЖЕ. Но вот без поддержки Провидения – как знать…
А вы как считаете?
Юрий Скиба
Комментарии:
нет комментариев