Новость о смерти «террориста № 1» Усамы бен Ладена в ночь с 1 на 2 мая спровоцировала невиданный шок и мировой «одобрямс» действиям США как флагмана борьбы с мировым терроризмом. С одной стороны, решительный успех в борьбе с терроризмом налицо, но все ли настолько альтруистично? Десятилетняя погоня за бен Ладеном стала блестящим прикрытием США для реализации собственных геополитических целей, а его нейтрализация положит начало еще большему развитию панамериканизма на международной арене. И снова актуализируются идеи конспирологии…
Страх и паника – вещи, которые всю историю сопровождали грандиозные манипуляции, особенно в сфере международных отношений. Последние 10 лет прошли под четким знаменем борьбы с международным терроризмом, персонифицированным в виде Усамы бен Ладена.
Не стану оригинальным, утверждая, что такая геополитическая вывеска, как международный терроризм стала для США блестящим прикрытием для продвижения своих стратегических целей в странах, оппонирующих Америке. За это время нейтрализовать и установить свое влияние удалось в Афганистане, Ираке, Пакистане путем организации авантюрных военных действий, прикрываемых борьбой с терроризмом.
При установлении своего влияния в Азии и Восточной Европе США удалось создать своего рода геополитическое кольцо, известное как «петля Анаконды». Не сложно догадаться, что замыкается петля у границ России и Китая – главных конкурентов США в борьбе за мировое лидерство.
В реализации всего этого проекта бен Ладен играл одну из центральных ролей. Во-первых, он являлся виновником наиболее резонансных террористических актов, в том числе и 11 сентября. Во-вторых, путем активной пропаганды в мировых СМИ, этот человек, с сомнительной биографией и еще более сомнительными фактами о своем реальном существовании, в глазах всей планеты выступал угрозой, для нейтрализации которой оправданы любые военные действия. Даже на территории суверенных стран. Эти два обстоятельства гарантировали США лицензию на реализацию любых внешнеполитических целей. И это работало, активно функционируя целых десять лет.
И вот информационная бомба о блестяще проведенной операции…
Казалось бы, зачем американцам сознательно отказываться от «пластинки», которая могла своей игрой обеспечить слепоту всего мирового сообщества еще на долгие годы? Но, видимо, расклад сил все-таки существенно поменялся.
Стоит отметить, что наряду с внешними факторами, фигура бен Ладена выполняла и существенные внутренние функции для США. Они заключались, помимо просто образа врага, еще и в уповании на доблестное правительство США, которое обязано обеспечить защиту своим гражданам. А это – серьезный социальный ресурс, который нужно было преподнести в определенный момент. И он был преподнесен, а общественная реакция в виде ликующих индивидуумов на улицах мегаполисов только подтверждает вышеизложенный тезис. Идея об американском всемогуществе вновь утверждается в головах масс.
Корни этого – еще в 2008 году. Смена президента на фоне финансового кризиса ударила сокрушительной силой по таким архиважным компонентам в жизни рядовых американцев как «американская мечта» и стабильность. Финансовый кризис показал, что ни первое, ни второе не стоят и выеденного яйца даже в условиях «процветающего капитализма».
Рост госдолга, масштабные экономические реформы, эффект от которых стоит ожидать только спустя несколько лет, колоссальные социальные ожидания – все это поставило Барака Обаму в положение, требующее кардинальных мер.
На фоне приближающихся президентских выборов и падения рейтинга Обамы, подобная глобальная акция, как убийство бен Ладена, выступает фактором спасения 44-го президента от внутренних проблем и возможного фиаско на президентских выборах.
Кроме того, не секрет, что каждый президент США еще перед вступлением в должность морально подготавливает себя к некой, с его точки зрения, планетарной миссии, с которой он должен войти в историю не только «вечнозеленых купюр», но и всего мира. Исключением не стал и Обама.
События в Северной Африке хоть и частично проходят по американскому сценарию, все же пошатнули ту картину мира, которую США рихтовали при взаимодействии с североафриканскими диктаторами. А эти страны – частично плацдарм, а частично и потенциальный источник активизации фундаментализма.
Немаловажно было, несмотря ни на что, и мнение международного сообщества, которое, хоть и действует по правилам США, все же устало играть в «кошки-мышки» с бен Ладеном и наряду с Америкой имеют свои внешнеполитические интересы.
Сознательно «удалив» образ бен Ладена, Обама фактически запустил проект Pax Amerikana-2, вот только непонятно, в чем будет состоять его закулисная составляющая.
Цель – дальнейшее расширение роли США в мире и доступ к ранее непостижимым горизонтам. Теперь они стали существенно ближе. Во-первых, это Иран, реакция на ближайшие события которого может существенно активизировать нападки США, связанные с обвинением в содействии мировому терроризму.
Также это способ посеять существенную вражду в стане исламистов, которые определенное время будут парализованы и наверняка станут кооперироваться в авантюрные проекты новых лидеров терроризма, на которых США уже сейчас планирует сыграть. Как говорится, свято место пусто не бывает. А США того и надо – появление нового лидера станет поводом для создания новой легенды, более свежей и более перспективной. А если еще и будет ассоциироваться с конкретной страной – США сможет реализовать любой выгодный для себя сценарий.
Помимо иранского направления, США активно начнут провоцировать Пакистан, на территории которого якобы и убили бен Ладена. Обвинив Пакистан в содействии мировому терроризму, ссылаясь на постоянные требования выдать бен Ладена, Обама может вызвать небывалое обострение американо-пакистанских отношений. Отдельные проявления этого уже можно наблюдать. Так, спустя несколько дней после ликвидации бен Ладена два пакистанских СМИ рассекретили имя руководителя шпионской сети ЦРУ в Исламабаде. Как пояснило позже руководство канала, это имя журналистам сообщил источник в пакистанской разведке. Это серьезный международный резонанс, который США, безусловно, использует для ответных действий против Пакистана.
Однако американцы не учли и риски, которые актуализировала гибель бен Ладена. Риск № 1 – Мифологизация убийства бен Ладена. Риск № 2 – Канонизация бен Ладена. Риск № 3 – Смена центра концентрации террористических сил.
Объективно эти факторы могут нанести существенный урон не только США, но и человечеству в целом.
Виталий ФИЛИППОВСКИЙ
Комментарии:
нет комментариев