Недавний обвал национальной валюты в соседней Беларуси, от последствий которого эта страна не может прийти в себя и по сей день, вызвал в украинском обществе нешуточный резонанс. Многие наши граждане обеспокоены тем, чтобы аналогичная ситуация не повторилась в Украине. Политики и эксперты спешат внести ясность: до такого, как в Минске, у нас не дойдет точно. Но на чем, собственно, зиждется такая уверенность с их стороны?
Провалы в кредитных переговорах с Международным валютным фондом и заявления первых лиц России о грядущем повышении цены на газ для Украины поставили наше правительство в не очень удобное положение. Тут же пошли разговоры о том, что РФ своими действиями планирует спровоцировать экономический кризис в нашей стране с целью дальнейшего продвижения своего капитала на украинский рынок. Дескать, дружественный белорусский народ также пал жертвой интриг Кремля, в результате чего в ближайшее время непременно растеряет последние активы и крупные промышленные предприятия. Однако украинские политики весьма далеки от таких оценок, поскольку, по их мнению, у нас отобрать что-либо будет не так-то непросто.
Во-первых, в отличие от белорусской валюты, гривна никогда не была настолько изолированной от внешнего рынка и, если можно так выразиться, «самодостаточной». Официальный Минск не один год искусственно поддерживал курс своего рубля, не забывая о выполнении достаточно весомых социальных гарантий перед населением. И сразу же после того, когда цены на российские энергоносители существенно выросли, экономика Беларуси вместе с национальной валютой оказались на грани дефолта, а ВВП страны уменьшился чуть ли не в два раза. Что в условиях простирающейся долговой ямы, в которую попало это государство, есть практически синонимом краха державы.
В Украине же, по словам экспертов, даже намеков на повторение «белорусского сценария» практически не существует. Во-первых, как отметил народный депутат от Партии регионов Владислав Лукьянов, у нас достаточно стабильная ситуация в отношении гривны, самые высокие золотовалютные ресурсы за всю историю существования независимого украинского государства, а ситуация с расчетами по внешнему государственному долгу «сбалансирована, управляема и четко разнесена по годам». Иными словами, наши парламентарии вполне спокойны за состояние национальной валюты и уверены в ее дальнейшей стабильности.
Во-вторых, подвела Беларусь излишняя закрытость собственной экономики. Частично добровольно, частично вынужденно обрекая себя на это, Минск оказался в крайне невыгодных экономических условиях, которые в полной мере аукнулись ему сегодня. В отличие от соседей, Украина старается сделать свою экономику открытой и рыночной, а это во многом определяет ее дальнейшую перспективу. Кроме того, не стоит забывать о том, что белорусский авторитаризм давно уже стал притчей во языцех, и досужие разговоры-домыслы «вечного президента» Александра Лукашенко по поводу и без оного чрезмерно раздражали и Европу, и Россию. Соответственно, оказавшейся де-факто в международной блокаде Беларуси придется самостоятельно искать выход с того «вокзала», в котором она легко может «заблудиться» на долгие годы.
Не стоит также забывать о том, что, несмотря на гораздо более низкий уровень коррупции, чем в Украине, в Беларуси практически не существует частного бизнеса, который является движущей силой экономики европейских государств. В нашей стране речь о том, чтобы подчинить близким к руководителям государства финансовым кланам весь частный бизнес, не идет, и потому негативных последствий с этой стороны проблемы нам также пока ожидать не стоит. Предостерегают эксперты только от излишней ориентации Украины на российский рубль, рассмотрение которого в качестве возможной резервной валюты обсуждается в Национальном банке Украины. Что ни говори, а все же нам пока хватает и евро с долларом – валют и твердых, и общепризнанных.
А вот что действительно может в перспективе повлиять на курс гривны – так это нестабильность в политической жизни страны и разного рода колебания в мировой финансовой системе. Нашу экономическую модель хоть уже и не поворачивается язык называть находящейся в стадии становления, однако на фоне своих европейских аналогов она все еще очень сыровата. И потому любой «чих» на международном рынке способен не самым лучшим образом отразиться на нашей экономике. Что же касается политической составляющей, то здесь специалисты также проявляют единодушие: на данный момент ситуация в Украине стабильная. Но чем меньше времени будет до парламентских выборов 2012 года, тем выше вероятность того, что национальная валюта может пошатнуться – правда, в пределах нормы, без катастрофичных последствий для экономики.
Если подытожить все вышесказанное, вывод напрашивается один: развитие событий по «белорусскому сценарию» нам действительно не грозит – по крайней мере, пока. За счет возможности лавировать в условиях рыночной экономики (с переменным, впрочем, успехом), а также пополнения золотовалютных резервов Украина может рассчитывать на то, что ее основные активы и гривна переживут те напасти, которые словно цунами обрушились на Беларусь. А горький пример географических соседей должен упредить подобные экономические просчеты на будущее со стороны нашего правительства.
Максим КОРОБЕЦ
Комментарии:
нет комментариев