Банки готовы возобновить полноценное кредитование в Украине, но требуют законодательно защитить депозиты, чтобы вкладчики не могли досрочно их забирать. Сейчас вклады можно забрать в любой момент. В Нацбанке заявляют: такая ситуация подрывает финансовую стабильность банков.
Банки готовы возобновить полноценное кредитование в Украине, но требуют законодательно защитить депозиты, чтобы вкладчики не могли досрочно их забирать. Сейчас вклады можно забрать в любой момент. В Нацбанке заявляют: такая ситуация подрывает финансовую стабильность банков.
Пока же на официальном сайте Нацбанка каждый желающий может написать свое отношение к предложениям НБУ. В ведомстве обещают: все пожелания украинцев учтут. Уже после, окончательный вариант, предложат на рассмотрение Верховной Рады.
О том, почему идут банки на такой явно несвоевременный шаг, пострадают ли в этой ситуации вкладчики, ПОЗИЦИИ рассказала председатель общественной организации «Союз защиты вкладчиков, потребителей банковских услуг» Нелли Босиева.
– На сайте НБУ появилось приглашение к обсуждению проекта регуляторного акта о возможных путях урегулирования проблемы досрочного снятия банковских вкладов, – говорит Нелли Григорьевна. – Недавно ко мне позвонили из юрдепартамента Нацбанка и как руководителю известной запорожской организации вкладчиков предложили высказать свое мнение по данному вопросу.
Нельзя не приветствовать сам шаг к проведению дискуссии по теме, затрагивающей интересы потребителей банковских услуг. На мой взгляд, это хороший сигнал от нового руководства НБУ, который отражает понимание требований времени: невозможно принимать за закрытыми дверями решения по жизненно важным для вкладчиков проблемам без участия заинтересованной стороны. Банковские ассоциации придерживаются такого мнения: запрет на досрочное изъятие депозитов позволит банкам уверенно прогнозировать свои выплаты и, как следствие, выдавать больше кредитов. Банкиры считают, что заставить заемщика досрочно вернуть кредит нельзя, а вот вкладчик у финучреждения свои средства забрать может, таким образом, действующая норма тормозит возрождение рынка долгосрочных кредитов и вызывает опасение нового оттока пассивов в случае очередного кризиса. Банкиры констатируют стабилизацию ситуации в банковском секторе (подтверждая это возвратом в банки снятых с депозитов в период кризиса 50 млрд. грн.) и убеждают: сейчас самое подходящее время без паники обсудить изменение ст. 1060 ГКУ, в которой вторая часть предусматривает: «що незалежно від виду вкладу банк зобов’язаний видати вклад або його частину на першу вимогу вкладника».
Наличие в законодательстве этой нормы не предоставляет банковским структурам гарантий в том, что полученные ими от физлиц деньги будут находиться в их распоряжении на протяжении всего времени договора, а данное обстоятельство создает большой риск при финансировании долгосрочных инвестиционных проектов. НБУ предлагает рассмотреть два варианта: либо после разрыва договора вклад гражданам будут возвращать через 30 дней, либо же досрочное возвращение средств запретят вообще. В этих случаях придется менять законодательство. Нынешним вкладчикам беспокоиться не о чем; если запрет введут, внесенных ранее вкладов он не коснется. Право досрочно возвращать деньги хотят оставить тем, кому нужно возместить ущерб имущества, оплатить лечение или защиту в суде.
Я подробно изложила позицию нового зампредседателя НБУ Игоря Соркина и поддерживающих его банкиров.
Вкладчики придерживаются иного мнения. Как сознательные граждане, мы хотим через банки инвестировать свои денежные средства в экономику страны и тем самым участвовать в ее развитии, получая установленные банком дивиденды. В этом интересы вкладчиков и банкиров совпадают.
В чем же заключаются наши сомнения, и с какими заявлениями руководства НБУ невозможно согласиться? Мой 10-летний опыт тесного общения с потребителями банковских услуг позволяет утверждать: 95-98%, особенно неработающих, пожилых людей, никогда не пойдет на преждевременный разрыв заключенных с банками договоров, если банк зарекомендовал себя как надежный партнер, выполняет взятые на себя обязательства, если НБУ и правительство обеспечивают стабильную, бесперебойную работу банковской системы. Вывод: руководители НБУ стремятся обезопасить, прежде всего, себя в случае чрезвычайной обстановки, которую они, как профессионалы, окажутся не в силах контролировать (что подтверждает недавно прошедший кризис, продемонстрировавший очевидный непрофессионализм высшего банковского менеджмента, позволившего разворовать под видом рефинасирования и рекапитализации десятки миллиардов народных средств).
Только поэтому, по моему убеждению, вопрос о мерах по предупреждению развития кризисных явлений в банковском секторе Украины перемещается в плоскость ограничения прав вкладчиков. Можно задать в очередной раз риторический вопрос: почему новые руководители НБУ пытаются свои будущие просчеты (как будто заранее в них уверены!) заретушировать руками вкладчиков? А ведь подавляющее большинство из них даже не умеет пользоваться Интернетом, не подозревает о наличии обсуждаемого проекта и узнает только тогда, когда не известные им общественники выскажут от их имени свое мнение, скорее всего, в пользу изменений ст. 1060.
Членам «Союза защиты вкладчиков» хорошо известно: подобного сплоченного, активно и успешно работающего на протяжении 10 лет гражданского объединения в стране просто нет. Организации вкладчиков, конечно же, существуют. Но скорее, вопреки, а не благодаря той востребованности, которая характерна для цивилизованного европейского общества. Мы прекрасно знаем, как трудно, почти невозможно донести свое мнение, свои требования до высшего состава Нацбанка. И очевидно, начинать взаимодействие следовало б со знакомства, а не с поиска голосов общественности.
Не могу согласиться, что сейчас «самое подходящее время без паники обсудить изменение ст. 1060 ГКУ». Вдумайтесь: можно ли так утверждать, если на протяжении двух лет НБУ и правительство не могут справиться с ситуацией, определиться с судьбами национализированного и разворованных финучреждений: восстановить права сотен тысяч физлиц ПАО «Родовид Банк», ПАО КБ «Надра» (не говоря, о таких мелких, как одесский «СоцКомБанк»). А какая вакханалия продолжается в кредитных союзах! Я постоянно встречаюсь с вкладчиками, вижу их стрессы, слышу возмущения, рассказы о болезнях, о беспределе, о коррупции, воровстве, безответственности лиц, призванных наводить порядок в банковском, финансовом секторах и защищать их интересы… Неужели деятели на Институтской так бесчувственны и далеки от проблем, которые, например, мне и членам «Союза защиты..» не дают покоя, начиная с осени 2008 года?
Предлагаю приземлиться и для начала побывать хотя бы на одном собрании вкладчиков, которые систематически проводит наша организация, услышать на местах, а не из удобных кресел в высоких кабинетах живые, обеспокоенные голоса людей, во имя которых работает вся банковская система.
Если НБУ действительно готов к установлению новых, партнерских взаимоотношений с вкладчиками, то почему от предложения поучаствовать в обсуждении столь важного вопроса отдает явным фарсом? Почему изначально устанавливается два варианта решений? А где же третий, прежний, защищающий право вкладчика на досрочный разрыв срочного депозитного договора? Недавно Верховная Рада продлила до 18-ти месяцев сроки полномочий временных администраций (следовательно, дала «добро» на срок до 18-ти месяцев на законном основании замораживать кредиторские требования!), теперь НБУ пытается отобрать у физлиц право досрочного расторжения. На протяжении двух лет государство не может нормализовать деятельность «Родовида» и «Надры», два десятилетия не в состоянии восстановить верховенство права для вкладчиков Сбербанка СССР… И среди этих злободневных, социально острых проблем первоочередным оказался вопрос о запрете досрочного расторжения вкладов населения? Не странно ли? Какими же будут следующие шаги Нацбанка, законодательной и исполнительной власти, направленные на восстановление и укрепление доверия к украинским банкам, отстаивание прав потребителей банковских услуг?
Просим провести встречу с представителями «Союз защиты вкладчиков» с целью установления и развития контактов с общественностью. Предлагаем организовать круглый стол с участием руководства НБУ и потребителей банковских услуг для открытого обсуждения поднятой темы и до этого времени продлить сроки выяснения позиции общественности.
Комментарии:
нет комментариев