От автора

Этот раздел посвящен тем вопросам, о которых молчать просто преступление, иначе вся наша жизнь превратиться в фарс существования. О них надо говорить. И притом говорить громко!

Лента статей
Контакты

По всем вопросам обращаться к главному редактору

История Запорожского музучилища в лицах и фактах

История Запорожского музучилища в лицах и фактах

В прошлом году 80-летний юбилей отметило Запорожское музыкальное училище им. П И.Майбороды – одно из старейших учебных заведений культуры на Украине. Большая часть нынешних преподавателей запорожских музыкальных школ и школ искусств учились именно здесь. Множество выпускников музыкального училища, окончив высшие учебные заведения, продолжают музыкальную карьеру и педагогическую работу в других городах Украины за ее пределами. 

Свою историю училище ведет от музыкального техникума, открытого в Запорожье в 1930 году. Техникум размещался в небольшом одноэтажном здании по улице Розы Люксембург (ныне улица Дзержинского).

Второй выпуск Запорожского музыкального техникума. 1935 год
Второй выпуск Запорожского музыкального техникума. 1935 год

С 1938 года он был преобразован в музыкальное училище, и специалистов стали готовить шесть отделов: оркестровый, смычковый, духовой, хормейстерский, народных инструментов и музыкально-педагогический.

Незадолго до начала войны музучилище переехало в здание по улице Карла Либкнехта (ныне проспект Ленина). В 1939-м силами училища был создан городской симфонический оркестр, которым руководил преподаватель А. С. Пресич…

Великая Отечественная война прервала деятельность Запорожского музыкального училища на долгие 17 лет.

Второе рождение ЗГМУ случилось уже после войны. 1 сентября 1958 года министр культуры УССР подписал приказ «Об открытии музыкального училища в г. Запорожье». На первый курс были приняты 60 человек. А через два года в ЗГМУ уже обучалось 224 студента, работали 34 преподавателя и 19 совместителей.

В 1966—1967 учебном году музучилище переехало в новое здание на проспекте Маяковского, где располагается и сейчас.

Лариса Александровна Заворина-ТретьякЛариса Александровна Заворина-Третьяк – из самого первого состава преподавателей. Выпускница Харьковской консерватории, она проработала в Запорожском музучилище с 1958 года и ушла на пенсию в сентябре 2010 г., за месяц до официального празднования 80-летия этого учебного заведения. Ее воспоминания о культурной жизни Запорожья середины прошлого века восстанавливают ход событий и имена людей, возродивших музыкальную жизнь нашего города.

Харьков. Начало

– 7 октября 1943-го я вернулась из эвакуации в родной Харьков, освобожденный в августе того же года. Еще шла война. Город был разрушен. Окна зияли пустотой, двери выломаны. Пугали последствия пожаров и бомбежек, поражали малолюдные улицы. Особенно жаль было разрушенного и сожженного Дворца пионеров и октябрят им. Постышева - гордости довоенной Украины и всего СССР. Дворец находился в старинном здании на площади Тевелева, в дореволюционном Дворянском собрании.

Харьков. Дом пионеров и школьников имени Постышева
Харьков. Дом пионеров и школьников имени Постышева

В детстве я проводила там все свободное время. Чего только здесь не было! Студии музыкальные, драматические, художественного мастерства, балетные и технические. В одном помещении стоял огромный паровоз – его можно было видеть с улицы через окна. В прекрасном зрительном зале демонстрировали детские фильмы, проводили встречи с героями того времени. Помню встречу со знаменитыми летчицами Полиной Осипенко и Мариной Расковой. Был замечательный зимний сад, где можно было отдохнуть, потанцевать. Танцы организовывали, кстати, супруги Гурченко, родители Людмилы Гурченко, массовики-затейники. Я любила комнату сказок. В ней при приглушенном свете звучал голос сказочника, на стенах демонстрировались сказочные сцены, на застеленном ковром полу сидели дети. Такая же волшебная была и комната, иллюстрирующая звездное небо: под приятную музыку читали лекции о звездах и созвездиях. Была прекрасная библиотека, читальный зал, где я засиживалась допоздна в глубоком кожаном кресле со сказками братьев Гримм, Андерсена. Помню костюмированный новогодний бал-маскарад: я в костюме пушкинской Татьяны, а подружка – Снегурочка. К сожалению, Дворца больше нет, сейчас на этом месте сквер.

Центр Харькова пострадал чуть меньше. Уцелели оперный театр, театр украинской драмы (сейчас - им. Т.Г. Шевченко), консерватория на Бурсацком спуске (до войны здесь был Библиотечный институт, а до революции – бурса). Сохранилось здание музучилища. Все эти заведения уже работали ко времени моего возвращения в город.

В 1944-м я поступила в музучилище на дирижерско-хоровой отдел, по окончании – в Харьковскую консерваторию. (На пятом курсе я имела счастье выступать в Киеве в составе хора клуба «Металлист» завода ХЭМЗ). Руководил хором мой педагог К.Н. Греченко, прекрасный, обаятельный человек, обладающий тонким музыкальным вкусом. Был отчетный концерт разных областей Украины. Это было первое мое знакомство с Киевом. Большое впечатление на меня произвело выступление хора под руководством Леонида Шермейстера из Мелитополя.

Город на Днепре

В Запорожье я приехала осенью 1958-го. В тот год приказом Министерства Культуры было решено открыть в Запорожской филармонии симфонический оркестр. Приглашали артистов, и мой муж Константин Петрович Алефиренко стал работать в новом оркестре,  получил квартиру. Вначале я не хотела уезжать из Харькова, бросать любимую работу. В то время я работала в филармонии дирижером хора, художественным руководителем которого был К.Н.Греченко. Коллектив насчитывал 40 человек. Я дирижировала в основном концертной программой. Но когда узнала, что в Запорожье открывается музучилище и набирают преподавателей, решилась и поехала. Меня зачислили в состав педагогов преподавателем хоровых дисциплин и руководителем хора. Так я оказалась в числе первых преподавателей Запорожского музучилища.

Отдельного здания у нас поначалу не было. Во второй музыкальной школе выделили класс, чтобы мы могли принимать заявления абитуриентов. Там я познакомилась с первыми сотрудниками и преподавателями музучилища: секретарем В.Ф. Цаткиной (позже библиотекарем), В.Н. Оводом, Л.М. Кузнецовой, Г.А. Лошмановой и директором Г.Н. Носенко.

Неожиданно нашлось большое количество желающих учиться музыке. Для начала нам отдали пролет в здании первой музыкальной школы. Приступили к работе мы с большим энтузиазмом. Доставали музыкальные инструменты, собирали библиотеку. Провели приемные экзамены - в составе комиссии были все принятые на работу педагоги по всем специальностям.

Прошел месяц. Работы много, работали с энтузиазмом, все силы отдавая организации любимого дела, плюс каждые выходные я ездила к родителям и дочке в Харьков. И вдруг на педсовете распекает нас Николай Петрович Киценко (в то время зам. председателя Запорожского облисполкома) за то, что якобы у нас проводится недостаточно работы. Я и возмутилась: как вы можете говорить, что у нас ничего не делается? Вы знаете, сколько мы потрудились, чтобы училище заработало!

А он: “Немає політично-виховної роботи!” – “Какая «політично-виховна робота», если мы заняты обустройством классов!” – “Я вас вижену, хто ви така?!”…

После он отправил запрос обо мне в Харьковскую филармонию. Ему пришла очень краткая характеристика: “Очень талантлива, но очень анархична”, – потому что в Харькове я тоже была «активистка».
Проходит неделя, другая. Прихожу вечером на политзанятие. Перед закрытой дверью стоит Николай Петрович: “Чого ви прийшли?” – “На политзанятие” – “І де воно? Бачите, я був правий”. Извиняюсь, что погорячилась. А он: “Я теж вибачаюсь, люблю таких прямих людей, як ви”.

Николай Петрович был искренним человеком, всегда поддерживал людей искусства. Сейчас таких руководителей, к сожалению, не хватает. Но и врагов у него было достаточно.
Первый хор музучилища, которым я руководила, насчитывал 60 человек, участвовали студенты всех специальностей. В декабре, на День Конституции, мы выступили впервые в первой музыкальной школе. Киценко присутствовал на концерте. Пели мы П.И.Чайковского «Ночевала тучка золотая». «Летите голуби» И.Дунаевского… И Киценко сказал после концерта: “Как вы здорово дирижировали. Казалось, что слезы капают с пальчиков”. Это когда звучит фраза: “…И тихонько плачет он в пустыне”.

В концерте участвовали В.Н. Овод, Г.Н. Носенко, другие педагоги. Выступление имело успех, получило большой резонанс и мы завоевали авторитет в городе.
Примерно в то же время я организовала смешанный хор на заводе ЗТЗ. Пели рабочие и молодые инженеры. Концертмейстером хора была учащаяся второго курса Ада Казарян (сейчас она ведущий педагог музыкального училища). Я подготовила хор на районный смотр. Как сейчас помню, программу: «За городом качки пливуть» Н. Леонтовича и чешская народная песня «Камышинка». Хор занял первое место, меня наградили большой хрустальной вазой.

С кем работалось

В 1958 году мы все еще занимались в здании первой музыкальной школы. Стало тесно, возник вопрос о другом помещении. На Правом берегу, в профтехучилище, один этаж занимал филиал второй музыкальной школы, было много пустующих комнат. Я предложила переместить училище туда. Идею поддержали, в начале 1959-го мы переехали. Стало свободнее – 22 класса. Директором назначили Н.Р. Тищенко. В 60-х в училище приехали молодые педагоги: Ю.И. Агафонов. Е.Диденко, В.К.Дьяченко, А.Ф. Крюков, а чуть позже О.И.Носик, В.Л. Тадыка и Г.А. Тадыка (в дальнейшем руководил хором), В.А.Третьяк, В.И.Шеин, М.М. Михалёва, И.П. Назарец. У многих в то время не было жилья. Я была председателем месткома, мы мотались по всем инстанциям, чтобы помочь. Ребятам дали квартиры.

Из Киева приехал Николай Данилович Кисель – талантливый, остроумный человек, прекрасный организатор, педагог и руководитель хора. Он умел создать настроение, хористы музучилища его очень любили. И при ДК ЗАС он организовал украинский хор, первым в городе получивший звание заслуженного, а потом – народного коллектива. После ухода Николая Даниловича из коллектива я заняла его место. Но народное пение – не моя специализация. Я отказалась, почувствовав, что хор начинает терять самобытность и приобретает академическое звучание, чего никак нельзя было допустить. Меня заменил талантливый баянист В.Лоскутов и, став руководителем хора, сумел полностью сохранить стиль. Позже в ДК «Орбита» благодаря ему был организован русский народный хор «Яблонька», почти весь коллектив перешел туда.

На тот момент в городе работали только две музыкальные школы. Первая – в старой части города, до сих пор одна из лучших. Вторую открыли на ул.Сталеваров, когда стали застраивать Вознесенку. Но что такое две школы на такой большой город? И после первого выпуска музыкальное училище на базе студии педагогической практики приняло участие в открытии третьей музыкальной школы.

Приехал опытный преподаватель вокала Владимир Сергеевич Диков и его жена Татьяна Михайловна – концертмейстер. По его инициативе в ДК Металлистов в 1963-64 годах на базе педпрактики училища была организована оперная студия, ставили классическую оперу. В массовых сценах принимали участие наши студенты и преподаватели третьей музыкальной школы. Поставили оперу «Катерина» Н. Аркаса,  «Лісову пісню» В.Кирейко (за эту работу студия получила звание Народной оперы). Хормейстером работал Н.Д. Кисель, ему помогала моя коллега Милия Михайловна Михалёва. Она и сама пела в этой студии. Солистами были также Эдуард Чихачев, один из политработников, Лариса Соколова, Владимир Нефедов, Раиса Нечитайло, Сергей Федорченко (позже стал директором пятой музыкальной школы). На базе студии в Запорожье планировали создать оперу, но, к сожалению, пришла разнарядка из Киева делать оперный театр в Днепропетровске, и студия постепенно распалась.

Училище наше успешно развивалось. Открыли заочное и вечернее отделения. Возможность получать музыкальное образование смогли уже взрослые, работающие люди. На Правом берегу нам снова стало тесно – тогда и было построено новое здание для училища в центре города. Рядом – четырехэтажное общежитие.

С каждым годом город пополнялся нашими выпускниками, когорта запорожских педагогов-музыкантов росла,  появилась возможность открывать новые музыкальные школы. Открылись 4-я, 5-я и 6-я ДМШ. Выпускники училища уезжали и в районные центры: в Орехов, Васильевку, Акимовку, Приморск, Кирилловку, где так же открывались ДМШ. Педагоги училища поддерживали молодых преподавателей: ездили в городские и районные школы, оказывали методическую помощь и консультации. Лично мной выпущено более ста специалистов, многие из которых до сих пор работают не только в Запорожье, но и во всей Украине и СНГ.

Из тех, кто остался в Запорожье, хочу выделить моих выпускников: художественного руководителя хора «Запорожские казаки» Лилию Гринь, Людмилу Скориченко, Раису Нечитайло, Лидию Пшеничную, Ольгу Тихую, Наталью Бересневу, Валерия Константинова, ученика М.М.Михалёвой Сергея Черногора, хормейстера хора «Запорожские казаки». 

Светлая память моим ученикам Анатолию и Ирине Минаковым и моей дочери Елене Кириченко. Творчество Минакова, заслуженного артиста Украины, помнят и сегодняшние ценители музыки. Хоры под руководством Е.Кириченко и И.Минаковой неоднократно занимали первые места на городских конкурсах.

Первыми пианистами, закончившими училище и Киевскую консерваторию, были Людмила Вигонт и Ада Казарян. Они и сейчас работают в музучилище, воспитали целую плеяду высококлассных музыкантов, а руководил фортепианным отделом несколько десятков лет В.Н.Гуденин – талантливый пианист, педагог, близкий друг нашей семьи, все свои творческие силы вот уже около полувека отдающий нашему музыкальному училищу. Хорошо знают в городе Владимира Ильича Котова: наш выпускник, человек огромной внутренней культуры, преподавал в училище основы дирижирования на отделе духовых инструментов, был зав. отделом, завучем ЗГМУ, а впоследствии – начальником управления культуры нашей области. Училась и работала у нас Наталья Боева, известный запорожский композитор, которая много внесла в культурное развитие города, худрук театра им.Магара. Большой вклад в развитие музыкального хорового искусства внес Н.И.Попов – талантливый композитор, авторитетный хормейстер, Заслуженный деятель искусств Украины, доброжелательный, открытый, скромный человек. Наши выпускницы Ирина Максюта и Ольга Тихая руководят ансамблем бандуристов в Хортицком районе. Яков Львович Гипсман преподает в третьей музыкальной школе и руководит струнным оркестром школы, артист областной филармонии. Преподает в первой музыкальной школе Лидия Пшеничная. Людмила Скориченко много лет работала в музучилище руководителем хора, была художественным руководителем в филармонии, регент хора в церкви на Малом рынке, преподаватель 8 ДМШ. В музыкальных школах работают Людмила Комкова, Любовь Пономаренко, Наталья Береснева, Ирина Красницкая, Александр Семендяев. Наши выпускницы – концертирующие вокалистки Лариса Малацай, Светлана Ремжина, Наталья Латун, студенты Ирины Прокофьевны Назарец. Много лет успешно работают в училище выпускники первых выпусков Л.М.Синица, Г.Ф.Токарева и её ученица Инна Гапон, заслуженная артистка Украины.

Преподаватели музучилища
Преподаватели музучилища

Большой вклад в воспитание и обучение студентов внес наш выпускник В.М.Горский, очень отзывчивый и человечный, хорошо знающий историю нашего училища и роль людей, которые её формировали, активно поддерживающий на деле традиции училища; совсем недавно силами теоретического отдела и в основном В.М.Горского был организован замечательный концерт памяти О.И.Носика, талантливого композитора, пианиста и теоретика, одного из корифеев училища, эстафету которого в бессменном руководстве отделом теории музыки подхватил именно Валерий Горский и достойно несет ее уже много лет.

Также наши выпускники: Н.А.Левченко, зав. студии педпрактики, В.И.Белозёров, Т.М.Новохатская, И.А.Комарова, Л.С.Забалуева, А.А.Казарян, Л.А.Вигонт, зав. фортепианным отделом, Л.Тужилова, концертмейстеры Н.Чеховская, Н.Снежко и многие другие.

Выпускники училища работают в театре и в филармонии. Практически весь Запорожский симфонический оркестр – наши выпускники.

Отдельно хочу вспомнить о моей большой дружбе с И.П.Назарец и М.М.Михалёвой. Это была не только личная привязанность, но и творческий тандем. Мы постоянно посещали уроки друг друга, делились секретами мастерства, совершенствовали методику преподавания, ведь вокал является основой хорового пения.

Тесно связаны были дружбой В.А.Третьяк с его выпускником В.Соломахой. После окончания Одесской консерватории он руководил оркестром народных инструментов в училище. Владимир Анисимович оказывал ему помощь как дирижеру и руководителю оркестра.

Связывала нас многолетняя тесная дружба с О.И.Носиком, В.И.Шеиным, В.Н.Гудениным, А.Г.Петриченко, яркими, самобытными музыкантами, талантливыми педагогами.

О сути хорового пения

Профессия хормейстера – сложная. Необходимо хорошо знать вокал, владеть фортепиано, уметь аранжировать, переложить для хора произведение любого музыкального жанра, знать теорию, гармонию, музыкальную литературу и историю музыки, быть всесторонне развитым человеком. Всему этому обучают в училище. А для работы с хором, управления им необходимо знать больше, чем все остальные участники хора. И потому для успеха хорового искусства очень важна личность дирижера хора, которая из года в год формируется в процессе обучения. Необходимо развивать волевые качества дирижера, его умение сконцентрировать внимание всего коллектива на том художественном образе и тех эмоциях, которые  передает музыка: гнев или радость, драматические или лирические переживания или духовная музыка. Огромное  значение имеет дирижерский жест – выразительный, свободный, точный, лаконичный. Но мало владеть в совершенстве техникой дирижирования, необходимо ощутить это изнутри и вызвать эти ощущения у студентов. Перед тобой люди, которые понимают тебя и готовы исполнить то, что ты хочешь.

Константин Алефиренко и Владимир Третьяк

Константин Алефиренко
Константин Алефиренко

Константин Петрович Алефиренко, мой первый муж, был талантливым музыкантом и непримиримым борцом за справедливость. Ветеран войны, участник боевых действий. В Харьковское музыкальное училище поступил в 1944 году по специальности «ударные инструменты». Прекрасно играл на ксилофоне. Он совмещал учебу в консерватории с работой сначала в симфоническом оркестре Харьковской филармонии, затем в оркестре театра оперы и балета. Работая ударником в оркестре Запорожской филармонии, одновременно преподавал игру на ударных инструментах. Он написал методическое пособие по своему предмету, по нему учились многие нынешние музыканты. Один из учеников Константина Петровича – Сергей Хмеров – талантливый педагог и руководитель ансамбля ударных инструментов. Наш брак, к сожалению распался.

В 1960 году в Запорожье после окончания Киевской консерватории приехал Владимир Анисимович Третьяк – очень умный, энергичный, обладающий большими организаторскими способностями. На тот момент он имел уже немалый жизненный опыт – семь лет срочной службы в конце войны и первые послевоенные годы (закончил службу командиром отделения радиоразведки) вынуждали ускоренными темпами наверстывать годы, отданные армии. Владимир Анисимович, благодаря таланту и огромной работоспособности, экстерном завершил недополученное из-за войны школьное образование, закончил за два года четырехлетнюю программу обучения в Днепропетровском музыкальном училище, причем сразу на двух факультетах – народные инструменты (домра) и теория музыки. Во время учебы в Киеве В.А.Третьяк параллельно трудился на нескольких работах, в т.ч. в оркестре на Госрадио.

Владимир Третьяк среди соратников-педагогов
Владимир Третьяк среди соратников-педагогов

За короткое время работы в Запорожском училище он сумел создать ансамбль народных инструментов и выступил с ним на предновогоднем концерте. Когда я услышала, как профессионально звучал этот ансамбль, как дирижировал Третьяк, поняла, что это мой человек. С этого времени мы больше не расставались. Создали семью, вместе делили радость и горе, преодолевали трудности на работе и дома.

До войны его семья жила в бараке на Павло-Кичкасе. В семье было шестеро детей, он младший. Дети часто собирались и играли вместе на балалайке, домре, мандолине. Владимир Анисимович занимался по классу скрипки в музыкальной школе в старой части города, на основе которой в дальнейшем возник музыкальный техникум. Маленьким мальчиком из Большого Запорожья ходил пешком в Александровск в любую погоду со скрипочкой…

Когда училище временно осталось без педагога по классу бандуры, Владимир Третьяк помимо домры стал временно преподавать игру и на бандуре, и так и не расстался с этим инструментом за все время работы в училище. Со своими учениками он организовывал малые формы ансамблей: дуэты, трио, а по мере роста класса бандуры – большой ансамбль бандуристок, с которым мы работали вместе: я по вокалу, а Владимир Анисимович – с инструментальным сопровождением и как художественный руководитель. Работали с ансамблем с большим творческим энтузиазмом, которым заразили и участниц ансамбля. На работу по расписанию отводился час в неделю, но мы проводили занятия и в выходные, и во внеурочное время, что способствовало совершенствованию исполнительского мастерства.

Ансамбль бандуристок на Хортице
Ансамбль бандуристок на Хортице

Выступления ансамбля в Запорожье и в Киеве широко освещались в прессе. “Срібно бриніли струни бандур, лунали ніжні дівочі голоси”, – пишет о выступлении ансамбля бандуристок в столице запорожский журналист Л.Натанзон («Запорізька правда», 29 января 1982 года).

Коллектив бандуристок прекрасно вписывался в масштабные концерты, очень популярные в советское время. “Объединение многих коллективов по жанрам – танцевальных, хоровых, в один большой придало мощи звучанию, новые яркие краски”, “Сто девушек-бандуристок, сто мужчин-певцов в ярких костюмах проникновенно поют украинскую народную песню «Реве та стогне Дніпр широкий» (дирижер В. Третьяк)”, – пишет «Индустриальное Запорожье» о праздничном концерте, посвященном 60-летию образования СССР, в ДК «Октябрьский».

Наши концерты транслировались по центральному телевидению, нас слушала вся страна. Мы получали письма от благодарных слушателей. В то время раз в четыре года проводились конкурсы хоровых коллективов, оркестров, ансамблей высших и средних музыкальных заведений, мы дважды участвовали и занимали первые места среди ансамблей бандуристов. И ансамбль, и мы, как его руководители, стали дважды лауреатами на Всеукраинских смотрах, так же, как и наши самодеятельные коллективы из г.Орехова, Запорожского торгового техникума, за что были премированы всем коллективом турпоездкой в Ленинград, награждены медалями, благодарностями и почетными грамотами местного и республиканского уровня.

В музыкальном училище Владимир Анисимович был завучем, двадцать лет заведовал отделом народных инструментов, секретарем парторганизации, руководителем народного контроля, за свою многогранную работу награжден медалью за трудовое отличие.

Третьяк и Алефиренко ушли как-то сразу, в один 2004 год. Сначала в конце июня умер Константин Петрович, а затем, через 40 дней – Владимир Анисимович. Светлая им память!

Юбилей не для нас

В прошлом 2010 году музыкальное училище отмечало 80-летний юбилей. Много говорили о качественной работе педагогов, о проведенном ремонте, о высоком сегодняшнем уровне училища. Благодарили нынешнее руководство, благополучно поддерживающее эти результаты. Коллектив награждался благодарностями, грамотами различной степени и даже орденами регионального уровня, но не прозвучали слова о тех первых педагогах, которые заложили фундамент для роста и процветания училища, подняли его на высокий уровень, постоянно его повышали и удерживали, способствуя развитию музыкального образованию в городе и области, самодеятельности Запорожского края.

Ни слова не было сказано о работавших в юбилейный год и ушедших на пенсию накануне празднования юбилея Л.А. Третьяк (стаж работы в училище – 52 г., общий трудовой стаж – 66 лет) - первом руководителе хора, ансамбля бандуристок, бывшем председателе первичной организации муз.общества училища, и М.М. Михалёвой (стаж – 51 г.)- хормейстере оперной студии, ведущем педагоге хорового отдела, ни слова не сказали о Тадыке В.Л. – многолетнем руководителе ансамбля народных инструментов, ведущем педагоге народного отдела, Омельченко Л.И. бывшем директоре училища, зав.отделом фортепиано, Фадеевой И.Р. - музыковеде, много лет возглавлявшей отдел музыкальной литературы, Л.И. Скориченко – бывшем руководителе отдела ДХО и хора, Дудкине Сергее - Заслуженном деятеле искусств Украины, бывшем дирижёре симфонического оркестра областной филармонии, руководителе оркестра в училище, на данный момент руководителе малого симфонического оркестра, о Живолович С.А., много лет отдавшей физической воспитанию студентов. Не вспомнили об ушедших из жизни Носике О.И. - члене союза композиторов СССР, руководителе союза композиторов области, В.И.Шеине - бывшем директоре,  В.А. Третьяке, давшем толчок для развития бандурного искусства в городе и области, многолетнем зав. отделом народных инструментов,  А.Ф. Крюкове – заслуженном работнике культуры, 20 лет руководившем отделом народных инструментом, Г.А. Тадыке, много лет руководившем хором, зав. отделом, завуче, председателе профкома. Не вспомнили об И.П. Назарец – педагоге-вокалисте, многолетнем зав. вокальным отделом (её ученики, концертирующие в городе и за его пределами – Наталья Латун, Светлана Ремжина и Лариса Малацай).

Не были приглашены выпускники прошлых лет, не звучали воспоминания, теплые слова в адрес воспитавших их замечательных педагогов, ушедших из жизни, так много сделавших для нашего музыкального училища.

Было такое впечатление, словно училище праздновало не 80-летие, а пятилетний юбилей работы его нынешнего руководства.

Между тем практически все нынешнее поколение запорожских музыкантов-педагогов выросло в нашем училище.

Выпускница Запорожского музучилища Наталья Береснева о своих педагогах

Для Запорожского музыкального училища период 1980-1986 годов многие считают периодом расцвета. Педагогический коллектив достиг своего творческого совершенства, преемственность старших и молодых поколений преподавателей вылилась в мощный потенциал знаний, опыта, эффективного личностного общения.

Нам, студентам дирижерско-хорового отделения этого времени, выпало счастье окунуться в необыкновенную атмосферу взаимопонимания: наши преподаватели общались с нами на равных, давая нам не только знания, но и большой опыт внутренней культуры, желание двигаться вперед, не останавливаясь на достигнутом в творчестве.

Профессия дирижера требует большого объема знаний в области теории и сольфеджио, вокала, игры на фортепиано – все эти предметы являются специальными на ДХО. Все наши преподаватели работали в тандеме, идя к одной цели: раскрыть талант каждого учащегося, воспитать творческую личность многосторонне развитого человека.

С огромной благодарностью я вспоминаю своих учителей: Л.А.Третьяк, В.А.Третьяка, Л.С.Забалуеву, М.М.Михалеву, О.И.Малкину, И.А.Комарову, В.М.Горского, О.И.Носика, Т.М.Новохатскую, И.Р.Мешкову, Т.Р.Агаджанову, Г.А.Тодыку.

Мой педагог по специальности, Лариса Александровна Третьяк, за годы учебы стала для меня родным человеком, Мне, тогда еще совсем юной девчонке, она дала неоценимый по значимости  урок: ничего нельзя делать наполовину. Если видишь цель, максимально используй знания, ищи пути ее достичь, даже если не уверен в результате. Очень тонко она подбирала каждому репертуар, начиная с несложных хоров на первом курсе, до сложнейших драматических произведений на последних, - все было детально разобрано, проговорено и прочувствованно в литературных текстах, мелодических линиях, гармонии, ансамбле. Особое место уделялось выразительным средствам и их воплощению в дирижерском жесте. Невозможно передать словами радость открытия: понять характер героя, его чувств через музыку. Возникало ощущение телепатической связи с композитором, состояние проникновения в глубины человеческой души.
Лариса Александровна, будучи очень эрудированным человеком, сумела привить своим ученикам хороший музыкальный вкус, интерес к другим видам искусства, умение сочетать их в своей профессии.
Долгие годы она вместе со своим мужем, Третьяком Владимиром Анисимовичем, была руководителем и хормейстером ансамбля бандуристов. Это был уникальный коллектив. Несмотря на частую смену состава, им удалось сохранять долгое время целостность, неповторимость ансамбля. Разнообразный репертуар (интересные обработки народных песен, разножанровые авторские вокальные композиции), живое, эмоциональное исполнение, отточенное до совершенства исполнительское мастерство, идеально слаженный ансамбль – вот факторы, определившие успех коллектива, его признание не только в нашей стране, но и за рубежом.

Годы учебы в музыкальном училище оставили неизгладимый след в моей судьбе, помогли сформировать мое мировосприятие, жизненную позицию. Мои любимые преподаватели, давшие мне путевку в жизнь, и сейчас для меня являются флагманом, их жизнелюбие, профессионализм, творческие устремления – это тот ориентир, которым я руководствуюсь в своей педагогической деятельности и жизни.

Низкий Вам поклон!

Беседовала Инесса АТАМАНЧУК, фото Сергей ТОМКО

21.04.10


 

Редакция не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

ok-zmu@ukr.net | 07.09 2017 в 17:34
ok-zmu@ukr.net

максименко светлана | 28.03 2015 в 22:25
вы забыли о настоящих педагогах соломахе Новохатском корневе Корчагиной и взяток мы не давали а тебе береснева должно быть стыдно за твои слова

Татьяна | 27.11 2014 в 18:09
Очень плохо, что нга юбилее забыли о старшем поколении

Виктория | 16.04 2014 в 15:45
А что же вы не пишите о ВЗЯТКАХ, которые брали при поступлении абитуриента , да ,наверняка, и сейчас берут ваши замечательные и прекрасные педагоги!?

mayrge | 03.05 2013 в 21:58
А почему ни одного слова о Луценко Леониде Антоновиче, который был директором с 1971 по 1983 гг.?

литаврист | 08.02 2012 в 22:15
браво!!!!Ученик К.П.Алефиренко-выпускник 81 года Хорошун С.А.

Алекс | 12.04 2011 в 01:26
*ученика Константина Петровича Алефиренко зовут Сергей Хмиров,образовавший ансамбль ударных инс-тов в 1989 г. и пришедший на смену своему учителю.

Инга | 06.04 2011 в 14:08
Захватывающее чтение, трогательная история, отличная работа журналиста.)))

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | | follow us on | читайте нас в |