Ассоль бы мне позавидовала…
Старт гонки на кубок ЗАЭС, проходившей в конце июня, для меня начался с того момента, когда я ступила на палубу величественной яхты «Макси». Трудно было поверить, что эту внушительных размеров лодку капитан Валерий Сегеда вместе со своими сыновьями построил своими руками.
Как строили лодку...
Как оказалось, яхтенный спорт – давнее увлечение Валерия Павловича. Когда-то он был одним из членов команды, ходившей под парусом яхты «Эола». Постоянное участие в соревнованиях давало возможность прочувствовать не только суровые будни жизни яхтсменов, но и вкус победы. А со временем появилась идея построить собственную яхту.
Разработка проекта и кропотливая работа над чертежами заняла несколько месяцев, а вот строили лодку 16 лет. Было сложно, но страсть к экстремальному спорту взяла верх и помогла довести задуманное до конца. Вся семья помогала в осуществлении этой, на первый взгляд, сумасшедшей идеи. Собирали яхту в яхт-клубе. Судно буквально вырастало на глазах, а вместе с ним подрастали и дети Егор и Антон. С детства они привыкали к жестким условиям этого необыкновенно красивого и в тоже время сурового спорта, ни на секунду в нем не сомневаясь и понимая, что настоящий яхтсмен полностью отдает себя своей лодке и морю. Яхтинг – это образ жизни. Далеко не каждый юноша согласится большую часть своего времени проводить у причала, совершенствуя знания и приобретая новый опыт, а Егор и Антон с удовольствием окунулись в это с головой.
Конечно же, годы шли и вносили свои коррективы в жизнь семейного экипажа. Младший Антон, пока был студентом СНУЯЭиП, входил в сборную яхтсменов от Черноморского флота, участвовал в состязаниях за кубок Черного моря, занимал призовые места. Он и сейчас ездит в Севастополь на гонки. Но как бы далеко сыновья Валерия Павловича не уезжали, и в каких бы престижных регатах не принимали участие, все равно, вернувшись домой, оставив все дела и заботы, они приходят на родной причал, к своей яхте «Макси».
За 16 лет строительства семейная лодка претерпела множество изменений, как в дизайне, так и в оснащении. В 2003 году она, наконец, была спущена на воду, но только в 2005 смогла принять участие в своей первой регате. Как известно, парусный спорт – один из самых дорогостоящих и требует постоянных затрат, поэтому так задерживался для «Макси» ее выход в свет. Были и неожиданности, связанные с большими габаритами лодки. Пару лет назад в Запорожье экипаж Валерия Сегеды боролся за кубок области, но не стал призером только потому, что для столь большой яхты (а «Макси» – двухтонник!) не нашлось соперника, и она не вошла в число зачетных групп. Такая же ситуация складывается и дома. На этой энергодарской регате у «Макси» был только один соперник – днепропетровский «Карат», а из двух лодок гоночную группу не формируют. Хотя в экстремальных условиях немаленькие размеры яхты очень даже кстати – однажды «Макси», находясь далеко от берега, попала в шторм, ее сильно раскачивало, но она осталась на плаву и причалила к берегу с минимальными потерями.
На всех парусах!
Во время гонки на борту «Макси» нас было десять: семь человек команды во главе с капитаном и трое гостей, включая меня. Пока я сидела в уютной каюте яхты, на палубе стояла лихорадочная предстартовая суета. Надо было успеть подготовиться к старту, упаковать снаряжение, ничего не забыть. Мне было очень комфортно среди людей, объединенных одной целью «Победить!» и получить от гонки максимум удовольствия. Это здорово! И даже хмурое небо и накрапывающий дождик в субботу, 27 июня, ничуть не омрачили бодрого настроения всех собравшихся для участия в регате.
Порывами налетал сильный ветер, но яхтсменов это не пугало. «Для нас – в самый раз», – говорили они улыбаясь. Все были настроены на спортивную борьбу. И вот, наконец, ветер, раздувая паруса, помчал нашу лодку по беспокойным волнам. «Макси» неслась под углом к воде около 45 градусов, развивая скорость 13 узлов (примерно 35 км/ч) при ветре до 20 м/сек и высоте волны где-то в полметра. С непривычки было страшновато, но как только я освоилась и начала привыкать к такому положению яхты, случилось непредвиденное. Как выяснилось, что-то вышло из строя в рулевом управлении. И хотя неприятность была не настолько критическая, для ее устранения все-таки пришлось вернуться обратно.
Причалить удалось не сразу, из-за сильного ветра яхту хорошо раскачивало, непогода разыгралась не на шутку. Вдали мы еще видели суда, продолжавшие гонку – и азарт не покидал нас. Ведь это не конец соревнований! Как говорят, проиграли битву, но не войну. Оптимизм у экипажа зашкаливал, а пронзительно-холодный штормовой ветер еще больше подзадоривал команду.
Мне запомнилась фраза, услышанная на борту: «Наверное, мы отличаемся от «нормальных людей», потому что жить не можем без адреналина, вернее сказать, без паруса!». Кстати, Валерий Сегеда всегда питал страсть к экстремальным видам спорта – еще юношей он увлекался полетами на дельтаплане и прыгал с парашютом.
Напоследок хочется сказать искренние слова благодарности организаторам регаты: их энтузиазм, их силы, время и средства позволили провести гонки на должном уровне. Это, безусловно, заслуживает самого высокого уважения. Также отдельная благодарность всему экипажу «Макси» – людям, всегда готовым прийти на выручку. И особенно – Валерию Павловичу Сегеде, за то, что помог осуществить мою мечту и напомнил капитанов всех произведений, прочтенных мною в школе. Именно таким я себе и представляла настоящего покорителя водных просторов.
Ольга БОНДАРЕНКО, газета РОСТ. Фото из семейного архива
10.07.2009
Комментарии:
Юрий Владимирович | 22.05 2010 в 05:31
Валера! Как оказалось учеба в ДМети на литейке разносторонне развивает и помогает в строительстве яхт!
Олег | 10.07 2009 в 04:24
Пригласите меня походить под парусом. Очень хочется вспомнить молодость...