От автора

Этим разделом мы стараемся помочь найти людей, с которыми со временем утратилась связь, либо по каким-либо причинам разошлись пути или кто-нибудь из родственников живет в нашем регионе.

Ищите и надейтесь не смотря ни на что.

Лента статей
Контакты

По размещению информации обращайтесь к администрации портала.

День Победы в Самойловке

День Победы в Самойловке

Монотонный звук немецкого пулемёта бьющего длинными очередями, свист немецких мин и километры колючей проволоки, с повисшими на них телами наших отважных воинов, только недавно шутивших перед атакой и веривших что им повезёт… Оглушительные вспышки снарядов и мин, то слева, то справа разрывающихся в ночной тишине боя. Пришибские высоты, страшное место на необъятной охваченной пламенем войны нашей Родине, то страшное место, где день за днём, шеренга за шеренгой уходили на смерть наши войска, рвавшиеся в Крым, но смерть косила их ряды  волна за волной. Немецкие пулемётчики из заранее подготовленных позиций простреливали каждый кустик, любое шевеление травинки и длинная очередь… И сходили сума немецкие пулемётчики от  вида сотен и сотен окровавленных тел бойцов Красной армии рвавшейся через неприступные Пришибские высоты в Крым.  Останки наших бойцов захаранивали  после боя иногда и немцы отдавая последнюю воинскую честь их отваге и мужеству.

В это время в г. Запорожье в оккупации жила маленькая девочка, моя будущая мама, хорошо знавшая, что по улицам города «ходят» душегубки, и что это смертельно для любого, кто попадёт в чрево этой фабрики смерти. Вдалеке в ночной тьме грохотала страшная артиллерийская канонада, которая пугала маленькую девочку, не давала ей ночью заснуть…

Наши войска волна за волной накатывались на неприступные высоты, всё новые молодые  ребята падали, замертво сражённые вражеской пулей у неприступной твердыни. В  ночной мгле к неприступным рядам колючей проволоки подсвечиваемым  немецкими прожекторами поползли  вперёд артиллеристы, толкая вверх по склону пушку сорокопятку, получив приказ пробраться ближе к вражеским окопам, прикрыть выстрелами прямой наводкой наступающую в ночной мгле  очередную атаку наших солдат, рвущуюся  навстречу фашистам. Командир орудия мой дед, Павел Шелков,  у которого в далёком Батуми осталась молодая жена и маленький сын Николай. Ещё один толчок вверх по склону   и пушка сможет бить прямой наводкой, но ослепительная вспышка и конец… Очередное наступление на Пришибские высоты захлебнулось, и мой дед Павел ушел в бессмертие, так и не одолев этот страшный рубеж Запорожской земли.

Незадолго до этого в тылу, неподалёку от Пришибских высот, умер от ран в госпитале  с. Самойловка Новониколаевского района младший брат моей бабушки Гали Василь которому  исполнилось в 1943 г 20 лет. Его полк так же штурмовал Пришибские высоты  на линии отвлекающего удара наших войск, т.е. они шли на верную смерть, что бы отвлечь силы немцев от участка основного удара, где принял последний бой дед Павел.

Я  Павел Шелков, названный в честь деда пропавшего без вести на войне, много слышавший от бабушки Гали о деде Павле и о том каким он был хорошим, читавший вместе с безутешной вдовой пожелтевшие письма деда Павла с фронта не мог смириться с несправедливостью, что у моего деда даже нет могилы и я не знаю, где он принял свой последний бой. В далёком от моего детства 2010 г моя мама Нина Георгиевна через Запорожский патриотический поисковый центр «Бастион» нашла братскую могилу в с. Самойловка, где был похоронен свояк моего деда Павла  Василь Панкратьевич. При жизни они не смотря на 10 летнюю разницу в возрасте очень дружили. Просто удивительно, что через столько лет после окончания этой страшной войны есть такие энтузиасты поисковики, как Зинченко Светлана и её муж Вадим, которые свою жизнь и скромные сбережения тратят на то, что бы предать земле без вести пропавших советских воинов на полях сражений, таких как мой дед Павел. Мы с папой изготовили на фарфоре портрет  для братской могилы Василя и стали собираться в Запорожье. В Запорожье нас прямо на вокзале встретили поисковики и на своей машине повезли к месту гибели деда Павла.

Я не могу описать тех чувств, которые я Павел и мой отец Николай испытали, поднявшись вместе с поисковиками на Пришибские высоты, где силами энтузиастов – поисковиков Токмакского района  был создан мемориальный комплекс и захоронено более 2000 погибших при штурме советских воинов,  в числе которых был и  павший смертью храбрых мой дед. Поднявшись на вершину  Пришибских высот понимаешь всю невозможность штурма существовавших здесь укреплений, откуда открывается обзор на десятки километров древней долины , простреливается каждый клочок земли. Вечная память нашим войнам, сделавшим не возможное, и прорвавших этот адский рубеж и нашедшим здесь последний приют.

Вот мы и увидели то страшное место, где упокоился мой бесстрашный дед, рвавших оборону немцев в Запорожье, где ждала наших воинов освободителей маленькая девочка Нина, которая через 20 лет вышла замуж за моего отца. Мы поставили свечки за упокой погибших здесь советских воинов в небольшом храме памяти сооружённом в их память.

После посещения мемориала мы вместе с поисковиками поехали в с. Самойловку, где нас ждала незабываемая встреча с удивительным человеком председателем сельского совета Купичем Виталием Ивановичем, встретившим  нас с  гостеприимством и радушием. Еще до поездки  в Украину, где некоторые политики прославляли союзников немецких захватчиков, мне казалось почти невероятным, что в Запорожье в далёком селе так  чтут память погибших  здесь советских воинов. Но такого празднования дня победы как в Самойловке я не видел никогда за свои 44 года жизни. Удивительно, но всё село собралось на этот праздник, был великолепно организованный митинг около братской могилы, где мы прикрепили новую фамилию и фотографию погибшего воина Василий Панкратович Андросов. Все фамилии погибших воинов односельчане зачитали перед митингом, прогремел десятикратный оружейный салют силами местных охотников.

Потом выступили на митинге мы с отцом. Я прочитал стихотворение, написанное моей мамой посвященное деду Павлу  и  прождавшей его всю жизнь жене Гале, моей бабушке и с трудом сдерживал слёзы. После митинга мы выпили фронтовые 100 грамм, после которых наши войны шли на смерть на Пришибских высотах, послушали военные песни.

Вечная память нашим героям ценой своей жизни даровавших жизнь нам живущим. И  огромное спасибо за память  таким удивительным людям, как Председатель Самойловского сельского совета Купич Виталий Иванович, председатель совета ветеранов с. Самойловки  Кондик Владимир Сергеевич,  руководителю общественной организации «Бастион» Зинченко Светлане Борисовне и её супругу Зинченко Вадиму Евгеньевичу и ещё очень многим прекрасным людям из Запорожья и Самойловки, которыми может гордиться Украина!

ШЕЛКОВ Павел Николаевич, ШЕЛКОВ Николай Павлович

25.04.12


 

Редакция не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

Шелкова Нина Георгиевна | 15.06 2010 в 22:57
Это письмо написано после поездки в Самойловку 09.05.2010 моих мужа и сына. Ошибка в дате сводит на нет трогательный день посещения могил тех, кто отдал жизнь за Победу над фашистами - это был День 65 летия Победы. Просьба внести в газету исправление. Извините.

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в