misto.zp.ua

Что о легендарном герое из Гуляйполя писал журнал «Огонек» в 1928 году

Что о легендарном герое из Гуляйполя писал журнал «Огонек» в 1928 году

На одном из окололитературных аукционов обнаружил майский – за 1928 год, выпуск некогда популярного журнала «Огонек», в котором был опубликован материал «Махно в Париже». Журнал покупать я не стал, а вот материал из него позаимствовал. Качества он, как мне показалось, ниже среднего. Кстати, в свое собрание сочинений автор, писатель и драматург Лев Никулин, его включать не стал. Сам, вероятно, понимал, что написал чепуху. Тем не мнее, послушаем его:

«В ноябре прошлого года, в Париже, я получил приглашение на вечер, который устраивала группа советских граждан. В пригласительном билете был указан адрес «16 рю Каде» и, как принято в Париже, указание «Метро Каде» — ближайшая станция подземной дороги. «16 рю Каде  — это масонская ложа, — сказал мне парижский старожил. Это ложа «Великого Волстока».

И, отмечая, что «мы сохраняем некоторое любопытство к масонам», автор уточняет: «масонская ложа находилась на своеобразном хозрасчете, ее сдавали, как обыкновенный концертный зал». И далее: «Концертную эстраду прочно занимало музыкальное семейство» и, когда автору оно наскучило, он со своим спутником вышел в фойе, где «торговали книгами Госиздата и «Правдой» и «Известиями». Два монументальных ажана-полицейских среди двухсот русских, говоривших по-русски с таким видом, будто они находились в фойе консерватории на Никитской в Москве».

И, наконец, следует описание встречи с батькой Махно:

«- Это, стало быть, когда мы обошли вашу дивизию…

Я обернулся. Мягкий, высокий голос, певучий тенорок. Статный русый юноша разговаривал с низеньким и угловатым человеком. Человек этот был одет так, как одеваются русские за границей. На нем был стандартный готовый костюм из универсального магазина, красненький галстучек и мягкая рубашка с отложным воротником. На руке у него было стандартное непромокаемое пальтецо и мягкая фетровая шляпа в руке. Усы у человека были подстрижены, как полагается, как любят подстригать французские парикмахеры. И все же за двадцать шагов вы безошибочно угадывали русского. Глубокий шрам от угла рта до уха пересекал угловатое лицо. Шрам от удара саблей или плетью. Человек этот явно хромал. У него были бегающие, внимательные, колючие глазки.

— Да, пишут про меня хлопцы, зарабатывают на мне… А вот я сам напишу.

Музыкальное семейство закончило свою программу. Зрители двинулись из зала в фойе. Я еще раз внимательно посмотрел на невысокого, угловатого, прихрамывающего человека. Вокруг нас были советские люди, а вокруг советских людей стены масонского храма «рю Каде»,  неугомонный, не стареющий, удивительный Париж. Но я думал об украинских степях, о станциях с названиями Круты, Мелитополь, Синельниково, о подорванных мостах, о сожженных паровозных депо, о мертвецах под откосом железнодорожного полотна, о сумасшедших тачанках с похабными надписями впереди и позади, о длинноволосом сельском учителе из Гуляй-Поля. Два монументальных французских ажана проследовали мимо в буфет. Французская речь, мешаясь с русской, вдруг зазвучала в ушах. Хромающий человек со шрамом, смущенно улыбаясь, пробирался в толпе к выходу. Он надел серую фетровую шляпу, подождал своего спутника и вышел.

Этот человек был Нестор Иванович Махно».

Отчет из Парижа «Огонек» проиллюстрировал снимком, на котором запечатлен Нестор Иванович с дочерью. Нестор Иванович что-то пишет, а дочь, чуть улыбаясь, смотрит прямо в объектив. Фото сопровождено следующим текстом: «В Гуляй-Поле, на родине Нестора Махно, до сих пор еще жива память о жутких и буйных днях «батьківской» вольницы. Любой местный житель в беседе с вами может многое рассказать о махновщине и о батьке. Вы узнаете, что крохотный заштатный городок Гуляй-Поле был во время владычества Махно центром анархистских и лево-эсеровских сил большей части Украины. Тогда Гуляй-Поле было «Махноградом», своеобразной «столицей». С 1921 года Махно за границей и, по всей вероятности, уже привык к европейской обстановке. Многие его сподвижники, осознав свои ошибки,  вернулись недавно с разрешения советского правительства  домой и занялись сельским хозяйством. Тут и Иван Лепетченко, бывший адъютант батьки, а ныне продавец мороженого. Где Махно сейчас? – об этом, правда, с большой неохотой, рассказывают близкие родственники Махно, оставшиеся в Гуляй-Поле. Братья были расстреляны немцами и белыми. «Батько» мало связан со своими родственниками, но недавно он решил напомнить о себе и прислал письмо с фотографией. Племянник Махно, Иван, рассказал, что Нестор Махно сейчас в Париже и работает там в редакции анархистской газеты. Вместе с письмом был получен от Махно и один экземпляр этой газеты. На фотографии, присланной с письмом, Махно снят с дочерью, родившейся за границей. Этот политический авантюрист, переменчивый и коварный, наводивший некогда страх и ужас на весь юг, приобрел сейчас довольно мирный вид. Кто бы подумал, взглянув на фотографию, что это тот самый Махно, который прогремел буйством своих поистине печенежских набегов и головокружительных кровавых налетов».

О печенежских набегах сильно, однако, сказано. А все остальное – чепуха чепух [по аналогии с суетой сует], не имеющая сегодня никакого смысла.

Героям слава!


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в