misto.zp.ua

Реквием подводной лодке, названной в честь города Запорожье

Реквием подводной лодке, названной в честь города Запорожье

Министерство обороны РФ объявило тендер на утилизацию нескольких кораблей, среди которых находится украинская подводная лодка «Запоріжжя», захваченная путинскими пиратами в марте 2014 года и не возвращенная Украине.

Заявки на участие в конкурсе принимаются до 25 июля 2019 года. Сумма контракта не оглашается. В документах тендера одним из лотов фигурирует дизельная подлодка проекта 641. При этом не указано ее название. Но известно, что в составе ВМФ РФ есть только одна субмарина этого типа – «Запоріжжя».

Получается, что воры-путлеровцы, орудующие в Крыму с весны 2014 года, не придумали ничего лучшего, как разрезать на металлолом боевой корабль украинских ВМС, носивший имя города за днепровскими порогами.

Мерзавцы, что о них еще скажешь.

Макароны по-флотски

В середине июля 2005 года журналитские пути-дороги занесли нас с фотокорреспондетом Сергем Томко в город Севастополь. Не только для того, чтобы отведать макарон по-флотски, как я заявил домашним, собираясь в гости к украинским военным морякам – такое блюдо, мол, истинно по-флотски приготовленное, не пробовал… со времени собственной службы на флоте. Два с лишеним десятка лет, то есть. Кроме этого, от редакции запорожской газеты «МИГ» мы получили простое, но вместе с тем, и достаточно сложное задание. Нам нужно было разузнать, как идет ремонт подводной лодки, названной в честь города Запорожья, что исполнить оказалось не очень сложно, и привезти фото ремонтирующейся лодки, что сделать было… невозможно.

Так, по крайней мере, нам в штабе военно-морских сил Украины объяснили, куда мы прибыли с утра пораньше, наспех поселившись в отеле «Крым». А невозможно было попасть к подводной лодке «Запоріжжя» потому, что находилась она… на территории России: ремонтировалась подлодка хоть и в украинском Севастополе, но — на российском заводе. Чтобы получить допуск на него, нужно было заблаговременно отправить заводскому начальству специальное письмо-запрос, на которое ответ мог прийти… в течение месяца. А мог вообще не прийти.

Но делать было нечего: нужно было… выполнять редакционное задание. И в сторону камбуза постепенно перемещаться))) Спасибо штабному офицеру: он по телефону связался с командованием лодки – а ее экипаж пребывал совершенно в другом конце города, и попросил, чтобы гостям из Запорожья уделили максимум внимания. А, положив трубку, по-дружески посоветовал: будете в экипаже, найдите капитана первого ранга Анатолия Югова. Если удастся разговорить его и, если вы ему понравитесь, он покажет место в городе, с которого можно сделать хороший снимок лодки. «Только на меня не ссылайтесь», — добавил почему-то штабист.

Мы наскоро, отказавшись от кофе, простились и поехали искать в Севастополе «Запоріжжя».

Как далее развивались события, изложу по своим  тогдашним записям. Как ни крути, это уже история. Так что предлагаю  последовать за нами в жаркий июльский Севастополь 2005 года.

 

Нужна ли Украине подводная лодка «Запоріжжя»?

Для любого бывшего моряка [пусть даже не подводника], ответ на этот вопрос более чем очевиден: конечно же, нужна! А вот украинский министр обороны Анатолий Гриценко обнародовал иное мнение: «Мы выйдем, — заявил он, — на обсуждение предложения относительно ракетного крейсера «Україна», подводной лодки «Запоріжжя» и некоторых других кораблей. Исходя из оценки военной угрозы и задач вооруженных сил сейчас и на перспективу, то эти лодки не нужны. Что-то пойдет в музей, что-то на утилизацию».

Заявление министра тут же растиражировали отечественные, а главным образом — российские СМИ, которые публиковали его под такими, например, заголовками: «Подводная лодка «Запоріжжя» и крейсер «Україна» не нужны Украине», «В Украине не останется ни одной субмарины». А вскоре до Запорожья докатился слух: боевого подводного корабля, названного в честь Запорожья, в Севастополе уже нет… И больше никогда не будет. Закончилась, дескать, история подводного флота независимой Украины, так всерьез и не начавшись.

— Слухи такие  под собой не имеют реальной основы, — рассеял при встрече наши сомнения старший помощник командира подводной лодки «Запоріжжя», капитан второго ранга Эдуард Павлютин [командир, капитан первого ранга Олег Орлов, накануне ушел в отпуск]. — Из Севастополя лодка никуда не уходила: как находилась в судоремзаводе, так и находится там. Ремонт, в общем-то, идет планово. Единственный негатив, — перебои с финансированием. А для Министерства обороны, тем временем, подготовлен доклад с обоснованием, для чего нужна подводная лодка украинским ВМС.

— И для чего, объясните, Эдуард Витальевич, не выдавая военных тайн?

— Собственно говоря, вам, наверное, и без посвящения в тайны известно предназначение подводных лодок. Они нужны для минных постановок, уничтожения подводных и надводных кораблей, ведения разведки и высадки разведывательно-диверсионных групп.

— Это боевое назначение. А мирные цели если брать?

— Тогда обратимся к такому аспекту, который условно назовем демонстрацией флага… или присутствия государства. Вы обратите внимание: как только где-то в мире возникает напряженность, чьи корабли появляются в эпицентре событий первыми? Американские!

— Ну, Америка — сверхдержава, с ней все понятно. Нам-то до нее далеко!

— Не скажите! Я недавно общался с турецкими подводниками и поинтересовался у них: сколько времени их лодки в море проводят? Оказывается, почти полгода. «Почему? — спрашиваю. — Холодная-то война закончилась давно!» И услыхал в ответ: вы, коллега, неправильно проблему формулируете — используя подводный флот, мы контролируем судоходство в своем регионе, выход в который имеют также Сирия, Ирак, Иран, Болгария и Греция, выявляя в первую очередь [и пресекая!] случаи контрабанды нефти и оружия. Вот задачи, решаемые подводной лодкой в мирное время. Причем эффективно!

— Проблема браконьерства в Черном море, наверное, тоже может быть снята аналогичным образом?

— Элементарно! Достаточно в период, скажем, нереста камбалы объявить северо-западную часть Черного моря, где чаще всего и промышляют безнаказанно браконьеры, районом учений подводной лодки, и всплыть ей там однажды неожиданно — никто больше не рискнет трал за борт опустить. А это уже защита наших экономических интересов! Ну, и еще вот о чем следует помнить: подводная лодка — дорогой и сложный механизм. И коль государство в состоянии содержать и обеспечивать ее всем необходимым — о государстве таком судят как о технически развитом. А в заключение — о флотских традициях. Кто их сохранять будет, если на сегодняшний день только пять членов экипажа лодки «Запоріжжя» выходили в море? О матросах я уже молчу! А что через пять лет будет, задумайтесь.

— Чем вызван ремонт лодки? Ведь она, находясь в составе Украинских ВМС, в поход ни разу не ходила…

— Дело в том, что технический цикл эксплуатации подводной лодки предусматривает периодичность доковых, текущих и средних ремонтов — несмотря на то, выходила лодка в море или нет.

— Насколько известно из сообщений прессы, долгое время субмарина оставалась без аккумуляторов…

— Закуплены они на конкурсной основе. В тендере участвовали Россия, Германия и Греция. По соотношению цена-качество выиграла тендер Греция. Аккумуляторная батарея сейчас обслуживается в береговом режиме. Качества свои она сохраняет.

— С дороги на железнодорожный вокзал открывается вид на бухту, и тут же можно разглядеть, что на противоположном берегу в доке стоит подводная лодка. Это наше «Запоріжжя»?

— Не-ет! Наша лодка на плаву, стоит у пирса в судоремзаводе министерства обороны Российской Федерации. На российской территории, получается, находится.

— Экипаж на борту бывает?

— Ежедневно! Личный состав и в ремонте участвует, и за живучесть корабля отвечает — постоянную вахту на борту несет. И флаг на лодке мы поднимаем каждое утро.

— Экипаж комплектуется из запорожцев, как и раньше?

— В основном, да. Причем не из горожан, а из жителей Запорожской области. Так сложилось.

— Завершение ремонта когда можно ожидать?

— По договорам, работы планируем свернуть к концу текущего года.

— На судьбу корабля может повлиять его возраст? «Запоріжжю», как никак, 35 лет стукнуло!

— К вашему сведению: у турок сегодня 17 подводных лодок — достаточно большой флот. Шесть из них постройки 1944-45 годов. И они прекрасно выполняют задачи, о которых мы с вами уже говорили.

 

Во сколько обойдется ремонт лодки?

— В настоящий момент, — объяснил нам заместитель командира эскадры разнородных сил по подводным судам ВМС Украины капитан первого ранга Анатолий Югов, — техническая готовность «Запоріжжя» составляет 75,52 процента. В ремонт уже вложено, с учетом закупки аккумуляторной батареи, около 35 миллионов гривен. Осталось в принципе немного — порядка восьми миллионов. И лодка будет в строю!

— И сможет, наконец, выйти в море?

— Не сразу, а лишь после швартовых и ходовых испытаний и отработки курсовых задач. Вот тогда лодка может быть включена в состав сил постоянной готовности. Решающим в этом плане, полагаю, станет 2006 год. Если лодка будет нужна государству и флоту.

— А она нужна?

— Ее отсутствие влияет на боеготовность всего флота! Ведь чем сейчас страдают противолодочные силы? Тем, что мы не отрабатываем взаимодействие с подводной лодкой. Авиация не осуществляет ее поиска, надводные корабли не работают с ней. Это беда!

— Известно, Анатолий Иванович, что именно вы принимали лодку из Черноморского флота России, а с какого дня, вспомните, она стала носить имя города Запорожья?

— 16 октября 1997 года подводной лодке «Буки-435» присвоено имя «Запоріжжя». С этого момента и началось тесное и теплое сотрудничество Запорожской мэрии и администрации Вольнянского района с экипажем. Мы очень заинтересованы в дальнейшем развитии и укреплении шефских связей. Запорожцев всегда встречаем как дорогих гостей.

— В целом «Запоріжжя» — хороший корабль?

— Очень хороший! По своим тактико-техническим характеристикам значительно превосходит подводные лодки мира такого же типа. Кстати, основной особенностью лодки является то, что она предназначена для больших океанских наводных переходов.

*

Когда мы поняли, что нам таки удалось расположить к себе капитана первого ранга – того самого, о котором говорил офицер-штабист, мы решили обсудить с ним также и остававшийся пока неразрешенным вопрос, больше касавшийся моего спутника, фотокорреспондента Сергея Томко. «Было бы совсем неплохо, — завел разговор мой коллега, — если бы нам удалось сделать пару снимков лодки».

Капитан первого ранга ненадолго задумался, а потом произнес:

— Сделаем так: вы отдадите фотоаппарат моему сыну, а он, в качестве дежурного офицера побывает на лодке и сделает вам снимки прямо изнутри. Устроит такой вариант?

О таком повороте дела мы и мечтать не могли.

Капитан третьего ранга Андрей Югов [со временем, кстати, он закончит Запорожский нацуниверситет] с заданием справился блестяще. После этого нам только оставалось…

макарон по-флотски отведать)))

О них я вполушутку и спросил замкомандира эскадры Анатолия Югова, когда мы вернулись в казарму вместе с его сыном.

— Вот этого, ребята, не могу гарантировать. Знаю, что в столовой ужин для вас оставлен, а что конкретно, не уточнял. Но пообещали организовать и закуску, и второе.

На закуску нам предложили селедочку с луком, а на второе…

макароны по-флотски!

— А как могло быть иначе? – почти не удивится полному исполнению наших желаний капитан первого ранга. – Запорожцы же принимали запорожцев!

***

Не все получилось так, как думалось в 2005 году: судоремонтный завод Черноморского флота России подлодка «Запоріжжя» покинула только 20 марта 2012 года. И потом несколько раз выходила в море и совершала погружения.

В 2012 году она также участвовала в совместных российско-украинских учениях «Фарватер мира». А в январе 2013 года в Севастополе торжественно приняли ПЛ «Запоріжжя» в боевой состав ВМС Украины. Командиром первого экипажа к тому моменту был Денис Клочан, командиром второго — Роберт Шагиев, который после захвата Крыма путинскими фашистами… остался у них на службе. Говорят, именно он и сдал лодку московским пиратам и 22 марта 2014 года на ней был поднят Андреевский флаг.

Решение о сдаче лодки экипаж принял накануне. Но, как и в случае с другими украинскими кораблями, полного единодушия не было: часть экипажа, включая командира основного экипажа, утром сошла на берег. Причем в гражданской одежде. Стоя на пирсе, они, как я читал, наблюдали за действиями оставшихся на борту моряков — пожелавших продолжать службу в составе ВМФ РФ. Дезертиров и предателей, как говорят о таких в народе. Они лихо водрузили на рубке Андреевский флаг и избавились от всего украинского: исчезли табличка с названием лодки и украинский герб.

После этого сошедшие на берег моряки достали из пакетов свои фуражки, дружно бросили их в море и ушли в город…

Мне говорили, что верными присяги остались около тридцати подводников-«запорожцев». У кремлевского хозяина остались служить 57 человек.

Владимир ШАК

Лодка в ремонте

ПЛ «Запоріжжя» на ходовых испытаниях

Так путинские пираты захватывали украинские корабли

Прощай, «Запоріжжя»!

*

В тему

Основные параметры ПЛ «Запоріжжя»  [по классификации НАТО — «Фокстрот»]

  • Наибольшая длина — 92 м
  • Наибольшая ширина — 7,5 м
  • Осадка — 5,1 м
  • Надводное водоизмещение — 1950 т
  • Подводное водоизмещение — 2550 т
  • Скорость полного хода над водой — 16,8 узла
  • Дальность плавания в надводном положении — 16000 миль
  • Дальность плавания в подводном положении — 400 миль
  • Глубина погружения — 240 м
  • Вооружение: общий запас торпед — 22 шт
  • Экипаж — 78 человек [в том числе: 18 офицеров и 6 мичманов].

*

Закладка подводной лодки под стапельным номером С-260 состоялась 24 марта 1970 года. Первый экипаж для нее был сформирован на Северном флоте уже в апреле 1970-го. Моряки сразу же прибыли в Ленинград – для участия в достройке и приемке лодки. Со стапелей Новоадмиралтейского завода корабль был спущен на воду 29 мая 1970 года, а 4 октября 1970 на нем был поднят военно-морской флаг СССР.

С 1971-го по 1990-й лодка входила в состав Северного флота, несла боевую службу в Атлантическом океане и Средиземном море. Летом 1990 года выполнила переход на Черноморский флот.

За период жизненного цикла с 1970 года прошла 121120 миль, совершив восемь дальних походов.

В состав ВМС Украины принята 21 июля 1997 года. В феврале 2001 года подводная лодка «Запоріжжя» вошла в эскадру разнородных сил.


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МІГ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в