Лента статей
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты

Адрес редакции:
69068, г. Запорожье ул. Копёнкина 54
Главный редактор:
Сергей Знаменский
Телефоны:
тел./факс: +380 (61) 289-35-36 (-37)
Интернет-сайт:
www.pozitciya.com.ua
E-mail:
post@pozitsiya.com.ua
Подписной индекс:
90791

Укрпочта. От монополиста до изгоя

Укрпочта. От монополиста до изгоя

Как видно из опыта прошлых лет, приватизационные процессы в Украине идут ни шатко ни валко. Фонд государственного имущества каждый год ставит перед собой амбициозные цели, однако постоянно и с треском проваливает план. Потому что казенные предприятия у нас – это нередко «что-то с чем-то». Как чемодан без ручки: и бросить жалко, и тащить невозможно.
 

Один из самых ярких примеров в этом отношении – «Укрпочта». О ситуации на этом предприятии ПОЗИЦИЯ писала неоднократно, и в основном в не самых радужных тонах. После того, как в апреле 2016 года здесь сменился топ-менеджмент, оно то и дело мелькает в информационном пространстве – и чаще всего в негативном ключе. Потому что большинство шагов по реформированию деятельности «Укрпочты», мягко говоря, успехом не увенчались, а то и вовсе потерпели сокрушительное фиаско.

 

 

Обреченная на убыточность

 

Вместе с тем предприятие продолжает регулярно тянуть из государства деньги, и притом очень немалые. Помните, в прошлом году разразился грандиозный скандал, когда руководство «Укрпочты» грозилось закрыть ряд своих отделений по стране, в основном в сельской местности? Тогда и президент, и премьер-министр нашей страны «настоятельно рекомендовали» Игорю Смилянскому, генеральному директору этого предприятия, сменить пластинку – вплоть до увольнения с должности. Но в итоге стороны примирились: правительство после долгих переговоров таки выделило компании 500 миллионов гривен, чтобы избежать «оптимизации» отделений и увольнения людей. Но этой суммы, по словам менеджмента компании, хватит максимум на год, так что мера больше похожа на банальное поддержание штанов.

 

По словам Игоря Смилянского, даже в таком плачевном положении для предприятия была разработана инвестиционная программа сроком на пять лет и стоимостью 500 миллионов, но уже долларов. Но где взять эти деньги, никто не ведает. Какая «Укрпочта», если тут на социальные расходы наскребают по сусекам? Потому что во многом деятельность предприятия убыточна, с компьютеризацией отделений обстоит не очень, да и зарплаты у сотрудников выросли ненамного. Откуда, скажите на милость, инвестиционным проектам взяться? Сейчас разве что на пересылке товаров почта еще как-то «выезжает», а так – сплошные мытарства...

 

Принципы процветания

 

К «Укрпочте» мы позже еще вернемся. А пока решили поинтересоваться, на каких принципах зиждется и строится деятельность аналогичных структур в развитых странах. И вы знаете, это по сравнению с нашими реалиями – небо и земля. Все отлажено и работает, как часы. И более того – приносит прибыль, а не живет дотациями от государства! Не будем брать большой сегмент – остановимся на державах-лидерах в этой отрасли.

 

Начнем с США. Ежедневно местные почтальоны доставляют сотни тысяч (!) писем и посылок. Такая оперативность обусловлена в первую очередь приличным штатом службы – около полумиллиона человек, а также крупнейшим в стране гражданским автопарком. Плюс процесс, как вы догадываетесь, компьютеризирован и автоматизирован. А те же посылки доставляются получателю на дом, что избавляет его от нужды ходить на почту и выстаивать там очередь. В общем, все, как у людей и для людей.

 

Германия. В середине 1990-х годов почта Deutsche Post AG была полностью приватизирована, и с тех пор ее дела пошли в гору. Структура стала заниматься не только доставкой корреспонденции и посылок (по оперативности ничуть не уступая в этом США), но и освоила другие направления. В частности, в отделениях можно купить разные виды товаров, совершить банковские операции, отправить факс, приобрести билеты на концерты и другие мероприятия, произвести операции с недвижимостью и в сфере электронной торговли.

 

Бразилия. Correios do Brazil создала сеть воздушного почтового пространства, работающего в ночное время. Помимо этого активно используется речной транспорт. В 2012 году Correios возглавила рейтинг почтовых служб стран с быстро развивающейся экономикой и чистой прибылью более 800 миллионов долларов!

 

Япония. В этой стране восемь лет назад провели коренное реформирование почтовой системы, в результате чего она была разделена на четыре отдельные компании. Одна занимается непосредственно почтой, вторая – управлением операциями, третья работает в банковской сфере, четвертая – в страховой. Добавим, что некоторые отделения почтовой службы Японии работают в круглосуточном режиме. И огромная махина начала процветать.

 

Инвестиционный риск

 

Во многих странах мира почта из государственной собственности давно или сравнительно недавно перешла в частные руки. Как показывает практика, такой подход является оправданным в большинстве случаев. Державная казна разгружается от дополнительных расходов, а новые владельцы почты от бизнеса знают, как правильно развивать компанию согласно веяниям времени. В результате остаются довольны все, в том числе и потребители.

 

К сожалению, у нас приватизация «Укрпочты» в данных условиях практически невозможна. Инфраструктура у предприятия приличная (около 11 тысяч отделений по всей стране), но ее оснащенность всем необходимым оставляет желать лучшего. Потенциальному инвестору придется вложить колоссальные суммы, чтобы поднять предприятие на новую высоту. Но и эти капиталовложения будут весьма рискованными – следовательно, желающие поучаствовать в этой авантюре вряд ли найдутся. Разве что действовать по японской методике – разделить направления и продавать «Укрпочту» по частям?

 

«Убивай» и властвуй?

 

Давайте также не забывать о том, что ее нынешний генеральный директор Игорь Смилянский долгое время учился и работал в США. А учитывая глубокие связи украинской власти с этой страной, можно предположить, что кандидатуру «главного почтальона» нам навязали из-за океана. Но с какой целью? Для нашей страны почта – это во многом не только объект сферы услуг, но еще и социальная составляющая (в который раз вспомним о сельской местности). Так, быть может, ее просто хотят «убить»? А на освободившееся место запустить своих инвесторов, ежели те захотят связываться с Украиной. В любом случае, с Игорем Смилянским контракт подписан до 30 июня 2021 года – вполне можно провернуть такой фокус, времени достаточно...

 

Как бы там ни было, сегодня «Укрпочта» – это предприятие, от которого государству нет никакого проку, одни убытки. Люди – те да, еще обращаются к его услугам. Но конкуренты-частники не дремлют, старательно расчищая себе дорогу на этом рынке. Что и получается у них довольно интенсивно и с «огоньком». Поэтому «Укрпочте» с нынешними подходами, низким уровнем инвестиций и инноваций ловить скоро в своем сегменте, где она когда-то была монополистом, станет совсем нечего. И будет это предприятие не просто чемоданом без ручки, но еще и без днища...

 

Справка

 

Слово «почта» происходит от польского poczta и итальянского posta. Последнее, в свою очередь, возникло от позднелатинского posita, которое, вероятнее всего, является сокращением от statio posita in… – остановка, станция для переменных лошадей, расположенная в определенном месте. Таким образом, первоначально это слово обозначало станцию для обмена почтовых лошадей или курьеров. Слово post в значении «почта» впервые стали употреблять в XIII веке.

 

Максим КОРОБЕЦ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
ПОЗИЦИЯ
РОСТ
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ЗАПОРОЖЬЕ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА
МИГ
ДЕТИ ЗАПОРОЖЬЯ
ПОРОГИ
MISTO.ИНФОРМ
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ
СОДРУЖЕСТВО
ПРАВДА (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ИСТЕБЛИШМЕНТ. АНАЛИТИКА (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ТРК АЛЕКС (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | | follow us on | читайте нас в |