Лента статей
Про СМИ

Главный редактор Галина Ивановна СтицинаГазета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адрес редакции:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.
Телефон:
787-52-11
Справки о приеме частных объявлений:
787-51-84
Подписной индекс:
40488
Интернет-сайт:
www.mig.com.ua

Подробная информация

misto.zp.ua

Запорожье и запорожцы на картинах любимого ученика Ильи Репина

Запорожье и запорожцы на картинах любимого ученика Ильи Репина

Собственно, при жизни уроженца села Софиевка Бердянского уезда художника Исаака Бродского, а речь пойдет именно о нем, — о самом талантливом ученике автора легендарной картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Запорожская область, как административно-территориальная единица, существовала всего ничего: 10 января 1939 года она была создана – с включением в ее состав Бердянского района, а 14 августа Бродский умер. Поэтому используемое мной название «Запорожье» относится не к городу за порогами Днепра: это — географическая характеристика славного края за днепровскими порогами, включая и Бердянский район [бывший уезд], естественно.  Вот, кстати, что рассказывал о себе и своей малой родине сам Бродский, который с середины тридцатых годов минувшего столетия был главным официальным художником СССР [и директором Академии художеств]:

«Я родился в 1884 году в небольшом болгарском селе Софиевке, недалеко от Бердянска. Никаких особенных впечатлений, в детстве толкавших меня к изобразительному творчеству, в глухой деревеньке и во всем маленьком мирке, меня окружавшем, пожалуй, не было.  Из произведений искусства в те годы я знал только «Лес» Шишкина п «Закат» Клевера, по бесплатных приложениям к «Ниве», висевшим у нас в доме.  И все же с очень раннего возраста я пристрастился к рисованию, вернее, к перерисовыванию и обрисовыванию всяческих узоров, эмблем, виньеток на тетрадках и книжках, попадавших в мои детские руки.  Хорошо помню себя с пяти лет, когда я очень любил рисовать ветряные мельницы, лошадки и избушки, я хорошо помню даже, как я их рисовал, настолько, что и сейчас смог бы нарисовать так же.  Я так увлекался рисованием, что на сладости обменивал у деревенских школьников их тетрадки с рисунками: нарисованные карандашом всевозможные геометрические фигуры, орнаменты и т. д. Рисунки я обводил чернилами и над этим занятием, бывало, просаживал целые дни. Помню, у меня таких тетрадей накопилось довольно большое количество.  Постепенно я перешел к более сложным вещам и начал рисовать самостоятельно те мельницы, лошадки и избушки, о которых уже упомянул.  Хорошо помню также свои рисунки, сделанные с образцов. Я копировал их с эстампов, преимущественно увлекаясь головками, которые мне особенно удавалась. Копии получались настолько близкими к оригиналам, что даже взрослые не отличали их от оригиналов. Этим делом я занимался лет до восьми, когда родители направили меня в Бердянск учиться. Я поступил в четырехклассную городскую школу…» А вот короткое воспоминание об учебе в Бердянске: «В школе, в моем классе, был еще один Бродский, мой однофамилец. Однажды на торжественном заседании, когда выдавалась премия, директор школы назвал фамилию «Бродский». Мой однофамилец, который был развязнее меня, бросился к столу получать награду, но учитель рисования его остановил: «Не торопитесь, эта награда не вам, а Исааку Бродскому».

После Бердянска были Одесское художественное училище и Санкт-Петербургское Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при императорской Академии художеств. В столице Исаак Бродский течение пяти лет учился у Ильи Репина, став его любимым учеником, чего, кстати, не скрывал сам Илья Ефимович. «Он поет чисто, звонко; — говорил Репин о талантливом художнике из скромной еврейской семьи с берега теплого Азовского моря, — мелодии красок бесконечны по своим сочетаниям, по своей особой гармонизации». Дорогого стоит такая оценка великого Репина, написавшего, кстати, два портрета своего ученика: «Мелодии красок бесконечны…». Когда же Бродский создал грандиозное – по количеству персонажей, полотно, которое называется весьма официально и весьма нудно: «Торжественное открытие второго конгресса Коминтерна в Ленинграде», Репин, придя от него в восторг, назвал своего ученика… «Рафаэлем нашего времени». Закончена была картина в 1924 году и, в связи с тем, что на ней изображены конкретные люди, и их… около шестисот, причем подавляющее большинство повернуты лицами к зрителю, по картине выпустили специальный каталог-путеводитель с указанием фамилий 226 угодивших на полотно деятелей той поры. Половина из них во второй половине тридцатых годов была расстреляна и картина попала под запрет [враги же народа изображены!] и долгое время пребывала в запасниках Исторического музея.

О том, что художник из Бердянска был автором картины «Ленин в Смольном», я, пожалуй, особо распространяться не буду: в СССР эту картину знали все. Даже те, кто о Бродском не слышал. А вообще, в многочисленных живописных портретах Бродский запечатлел столько партийно-коммунистических боссов, что репродукциями этих портретов, выпускавшихся пребольшими тиражами, запросто можно было бы заляпать московскую кремлевскую стену, например. От земли до зубцов. И при этом, как я полагаю, ни один портрет не повторился бы. Пожалуй, на стене не осталось бы места даже для портрета сегодняшнего плюгавого хозяина кремля. Даже самого махонького – с салфетку размером, которой сопливой детворе мамаши носы подтирают. За эти портреты Бродского нередко – и вполне заслуженно, называют певцом кровавой власти. Но известен и другой Бродский – тонкий лирик, оставивший многочисленные пейзажи, насыщенные, как точно подметил Репин, мелодиями красок, бесконечных по своим сочетаниям, и яркий график. А бердянцы благодарны своему земляку за то, что в 1930 году он подарил городу 230 картин лучших мастеров конца девятнадцатого – начала двадцатого столетий. Эта подарочная коллекция и стала основой художественного музея им. Бродского, являющегося сегодня жемчужиной курортного города. В Бердянске, к слову, находятся 24 работы Исаака Бродского – восемь живописных и 16 графических. Ну, а край свой запорожский запечатлел он? – задумался я однажды и, чтобы ответить на этот вопрос, занялся поисками. Докладываю, что отыскал:

«Днепрострой» [картина находится в Челябинском государственном музее изобразительных искусств], «Днепрострой. Общий вид» [находится в Днепропетровском художественном музее], «Днепрострой. Средний котлован» [находится в Днепропетровском художественном музее], «Ударник Днепростроя» [находится в санкт-петербугском музее-квартире Исаака Бродского].  При этом, если днепростроевский ударник – это, по сути, плакат, то картину «Днепрострой» можно принять… за снимок, сделанный с квадрокоптера. Ритм гигантской стройки художник этими четырьмя картинами передал мастерски;

«Берег моря». Кто хоть однажды жарким летом бывал на Азовском – родном Бродскому, море, узнает его сразу – с полувзгляда. Это оно и есть, Азовское море, увиденное Бродским с высокого берега. Нет, не с высокого берега: так его душа помнила родину. Хранила ее образ. Очень, кстати, похоже на современную съемку с квадрокоптера, о чем я уже говорил выше. С одним «но»: квадрокоптер выдает мертвую картинку, а перед нами – рассказ художника, его исповедь о запорожском крае. Его признание в любви родному краю;

«Аллея парка». Как подсказали мне бердянцы, на этой картине изображена аллея бердянского парка Шмидта и я согласился: пожалуй, это так. Хотя именно об этой картине мне была известна следующая история: «Один из исследователей творчества Бродского обратил внимание, что композиция картины напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме». Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в издании 1929 года. С помощью рентгенограммы исчезнувшая римская аллея была найдена — прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов двадцатого века, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. И солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский. На вопрос, почему Бродский решил спрятать римскую аллею, исследователи ответа не нашли». Будем считать, что бердянцы нашли ответ: художник в старой картине решил выразить свою любовь к родному городу на берегу ласкового моря.

Самую же интересную работу из запорожской серии Исаака Бродского я отыскал в Белгородской области [я туда не выезжал, поиски вел в Интернете]: в историко-художественном музее города Шебекино, находящемся на границе России с Украиной, имеется картина, на которой изображено… родное село художника. Картина так и называется: «Деревня Софиевка» [была передана в дар Шебекинскому музею Российским фондом культуры и экспонируется в постоянной экспозиции]. Ранняя осень, сине-белые, несколько угрюмые, облака, над горизонтом – клин журавлей, а почти в самом центре картины – сельский храм. «Мелодии красок у него, — вновь вспомнил я слова Репина о своем ученике, — бесконечны по своим сочетаниям». А вот, что я поведала мне о малой родине художника Википедия: «Первые дома были расположены у реки, в нижней части села. В центре села имелся дом Исаака Бродского. После его переезда из Софиевки, его дом стали использовать как музей, а в 2000-х разворовали и закрыли». Очень жаль, что так произошло.

[Фото из открытых Интернет-источников]

Илья Репин, «Портрет художника Исаака Бродского»

«Днепрострой»

«Днепрострой. Общий вид»

«Днепрострой. Средний котлован»

«Ударник Днепростроя»

«Берег моря»

«Аллея парка»

«Деревня Софиевка»


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
ПОЗИЦИЯ
ДЕТИ ЗАПОРОЖЬЯ
MISTO.ИНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
МИГ
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ЗАПОРОЖЬЕ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА
РОСТ
ПОРОГИ
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ
СОДРУЖЕСТВО
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ИСТЕБЛИШМЕНТ. АНАЛИТИКА (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ТРК АЛЕКС (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в