Лента статей
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты

Адрес редакции:
69068, г. Запорожье ул. Копёнкина 54
Главный редактор:
Сергей Знаменский
Телефоны:
тел./факс: +380 (61) 289-35-36 (-37)
Интернет-сайт:
www.pozitciya.com.ua
E-mail:
post@pozitsiya.com.ua
Подписной индекс:
90791

Светлый след жизни Федора Муравченко

Светлый след жизни Федора Муравченко

18 марта 2019 года исполнилось бы 90 лет талантливому конструктору авиационных двигателей, известному ученому Федору Михайловичу Муравченко. Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Украины, лауреат Государственных премий СССР и Украины, Герой Украины… Международная инженерная академия, в которую входят представители 60 стран, присвоила ему звание – «Выдающийся инженер XX столетия».
 

В послужном списке Муравченко более 80 государственных и общественных наград, почетных званий. Двигатели, разработанные при его непосредственном участии, стоят на отечественных гражданских, военных, транспортных самолетах Як, Ил, Ту, Бе, а также чешских и китайских летательных аппаратах, вертолетах Ми, Ка и других. Имя Муравченко известно на всех континентах, потому что, созданная в его конструкторском бюро техника эксплуатируется более чем в ста странах мира.

 

Обожженное детство

 

Кому посчастливилось знать Федора Михайловича, тот с самого начала был очарован его благородством, чистотой души, безграничной преданностью делу и людям. Он по-детски простодушно и без тени неловкости называл себя рыцарем Печального Образа. Возможно, потому, что в его жизни недостатка в печальных днях не было. Это не помешало (а, может, в какой-то степени помогло) ему многого достичь в жизни.

 

Будущий генеральный конструктор родился в сельской глубинке на Днепропетровщине. Он был восьмым из девяти детей обычной крестьянской семьи, жизни семерых из них унес голод тридцатых. Выжили только он и старший брат Иван. Трудиться Федор начал в 14 лет – у горна сельской кузницы. Родители, всю жизнь проработавшие на земле, привыкли рассчитывать только на себя. Такими же воспитали и сыновей.

 

– Я хотя и малолетний свидетель тех событий, но все же достаточно хорошо их помню. К тому же, позже многое рассказывали отец и мать, – вспоминал Федор Михайлович.– Жители нашего села оказались сознательными – все дружно вступили в колхоз, обобщив свой сельхозинвентарь и лошадей. Поэтому у нас никого не раскулачивали. И уполномоченный по раскулачиванию отряд базировался в нашем селе. У нас в хате постоянно проживала его руководительница – дама в кожанке с револьвером на ремне. Иногда, может, в минуты расслабления, она брала меня на руки и, картавя, говорила: «Вырастешь – будет красивая жизнь». Я выбегал на улицу и часто передразнивал ее...

 

Но самые страшные годы в жизни будущего генерального конструктора были еще впереди – это годы оккупации. Именно они, по словам Муравченко, по-настоящему сформировали его характер, во многом предопределили дальнейшую судьбу.

– Во время войны через наше село шесть раз проходил фронт, – делился этими страшными воспоминаниями Федор Михайлович. – И каждый раз бомбили мирное население. Видел я, как расстреливали женщин, стариков и детей.

А когда село освободили от фашистских оккупантов, Муравченко не было и пятнадцати лет.

 

Кем быть?

 

С детства Федор Муравченко тянулся к знаниям. Еще в школе мечтал и о журналистике, и о дипломатии. Но больше всего он хотел стать летчиком. Что интересно, его никогда не привлекала профессия экономиста. Впоследствии пришлось освоить и ее...

 

– Осознанное решение «Кем быть?» пришло ко мне, когда я уже повзрослел, – рассказывал Федор Михайлович. – Я ведь не раз во время войны наблюдал воздушные бои. Помню, долго находился под впечатлением после первого осмотра сбитого «мессера». Потом видел, как сбивают и наши самолеты...

 

Уже тогда я понимал, какую огромнейшую роль в победе над врагом играет авиация. И тяга к самолетам у меня была огромная. Поэтому и поступил в Днепропетровскую спецшколу ВВС, хотя проучился в ней недолго. Спецшколы ВВС расформировывали, а тех, кто хотел быть летчиками, переводили в технари. Это и предопределило мою дальнейшую судьбу – поступление в Харьковский авиационный институт.

 

Небо узнает по крыльям

 

В Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» Федор Муравченко попал не случайно. Талантливую молодежь в святая святых «своего» предприятия принимал лично Александр Георгиевич Ивченко. И жизнь подтвердила правильность такого подхода к подбору кадров.

 

Молодому Муравченко работа давалась легко. Уже в должности инженера-конструктора Федор Михайлович сделал многое для победы газотурбинного двигателя АИ-20 в конкурентной борьбе с другими разработчиками силовых установок.

В 1959 году он был назначен начальником вновь созданной конструкторской бригады по запуску двигателей. То, чем занималась в то время эта бригада, для КБ было абсолютно незнакомым делом. Федор Михайлович уже тогда предугадал перспективность воздушной системы запуска газотурбинного двигателя [ГТД] и под его руководством впервые в СССР разрабатывается воздушная система запуска газотурбинного двигателя взамен сложной и громоздкой электрической. Впоследствии новая система запуска ГТД нашла широкое применение на летательных аппаратах транспортной и пассажирской авиации, стала своего рода визитной карточкой ГП «Ивченко-Прогресс».

 

Далее были новые уникальные разработки. Муравченко принадлежит идея создания двигателя Д-136 для самого грузоподъемного в мире вертолета Ми-26. Непревзойденным он остается до сих пор. О том, как это было, Федор Михайлович вспоминал:

 

– Это произошло в ту пору, когда США начали развивать войска быстрого реагирования. Ответным ходом СССР было создание такого же рода войск у нас. Так появилось особо секретное постановление о разработке более мощного вертолета. Его незаменимый двигатель был спроектирован у нас. Американцы бросились вдогонку, но не тут-то было. Может, пожадничали, но им на аналогичный вертолет понадобились целых три двигателя. К тому же наш – самый экономичный.

 

Потом было создано еще одно «чудо человеческой мысли» – двигатель Д-18. Они поднимают в небо такие гиганты, как самолеты «Руслан» и «Мрия». Самолет Ан-225 «Мрия» является самым тяжелым грузоподъемным самолетом, когда-либо поднимавшимся в воздух. В августе 2009 года он был занесен в Книгу рекордов Гиннесса за перевозку самого большого в истории авиации моногруза. Это был генератор весом 188 тонн, перевозимый из немецкого Франкфурта в Ереван для новой электростанции. На Ан-225 установлено множество мировых рекордов, в том числе и рекорд взлетного веса и грузоподъемности. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил уникальный полет с грузом 156 тонн, в котором было одновременно побито 110 мировых авиационных рекордов! А вообще он предназначен для перевозки крупногабаритных, тяжелых и длинномерных грузов общим весом до 250 тонн.

 

Теперь о другой машине. Максимальная взлетная масса самолета Ан-124 «Руслан» – 402 тонны! Но гигантские «Мрии» и «Русланы» оставались бы просто великанами, если бы их не несла мощь двигателей, в которых жила, пульсировала и продолжает жить мысль Федора Муравченко, его предшественников и продолжателей.

 

– Успех создания двигателя, – учил генеральный конструктор Федор Михайлович Муравченко, – зависит от вклада каждого из нас. Даже уборщицы, – говорит нынешний директор, генеральный конструктор ГП «Ивченко-Прогресс» Игорь Кравченко. – Поэтому мы придерживаемся преемственности в дальнейшем развитии, старательно сохраняем все достижения предшественников и усовершенствуем их. А еще для успешного развития производства нужны прозорливость и дальнозоркость. Федор Михайлович создал блестящую команду единомышленников и могу заверить, что его дело продолжено.

 

Побеждает сильнейший!

 

В 1989 году Федор Михайлович Муравченко возглавил предприятие. В конце восьмидесятых все емкие программы, заложенные в основу работы предприятия, были уже реализованы. Требовалась новая новаторская концепция развития на годы вперед. А тут – распад Союза, разрыв связей, нулевое финансирование. В те годы, в период жесточайшего экономического кризиса, было много попыток реструктуризировать и, в конечном итоге, уничтожить предприятие. Но правила игры рыночной экономики выдерживал сильнейший. Генеральный конструктор смог найти, разработать новые формы и виды деятельности в сложившейся системе экономических отношений, которые помогли коллективу не только выжить, но и, что самое главное, продолжать создавать высокотехнологичную новую технику.

 

Уже с 1995 года начался подъем на предприятии. Именно в эти годы конструкторские бюро были нацелены на разработку авиационной техники нового поколения, созданной с использованием сверхлегких композитных материалов и иных передовых достижений не только материаловедения, но и других наук. Тандем научно-инженерной школы конструкторского бюро ГП «Ивченко-Прогресс» и серийного производителя двигателей АО «МОТОР СИЧ» дал свои результаты. Реализован целый ряд модификаций и новых проектов двигателей для летательных аппаратов различного назначения как отечественной, так и зарубежной разработки (Ан-140, Ан-124 100, Ан-70, Ан-148, Ан-158, Ту-334, Бе-200, Як-130, Ми-2А. К-8J, L-15).

 

Главное богатство – люди

 

После развала СССР ГП «Ивченко-Прогресс» не построило, и, тем более, не получило от государства ни одного метра жилой площади. Росло уже новое поколение «прогрессовцев», а «квартирная» очередь только увеличивалась. Люди верили, что придет время, когда они получат обещанное им жилье. Нет, лично Муравченко таких обещаний прогрессовцам не давал. Однако, по всей видимости, это чувство задолженности перед людьми где-то глубоко внутри не давало ему покоя. И Муравченко принимает не такое уж простое, может, даже не совсем, с точки зрения закона, безупречное, но, чисто по-человечески единственно верное решение: людям, проживающим в общежитии, выдать... ордера!

 

Вскоре Кабмин подготовил проект закона, согласно которому всем, кто проживает в государственных общежитиях, должны быть выданы ордера. Так Муравченко помог тысячам людей облегчить жизнь. А еще к 50-летию «Прогресса» по его инициативе появился День предприятия. С того дня традиционно в третью пятницу мая прогрессовцы всех поколений отмечают его как свой главный праздник.

 

– Этот день очень важен для нашего трудового коллектива, – любил повторять Федор Михайлович. – Ибо он прививает с самого раннего возраста любовь к авиации, к труду отцов и дедов.

 

С особым уважением относился Федор Муравченко к памяти первого руководителя ГП «Ивченко-Прогресс» Александра Георгиевича Ивченко. Долгие годы его подвиг был как бы припорошен забвением и лишь стараниями Федора Михайловича «Прогрессу» в 1993 году было присвоено имя Александра Ивченко. По справедливости и чтобы помнили, и чтобы знали...

 

Дело его жизни

 

Наша жизнь богата событиями и памятными датами. Бесследных не бывает не только жизней, но и событий, слов, мыслей, дней. В жизни Федора Михайловича недостатка в горьких днях не было вообще. Чего стоила ему катастрофа при испытаниях любимого детища – Ан-70, сколько сил и здоровья забрала иркутская трагедия самолета Ан-124 «Руслана»!

Жизнь человеческая измеряется не только временем, но и делами. Именно они и становятся его судьбой.

 

Однажды, уже под занавес его насыщенной на важные события и серьезные потери жизни, журналисты поинтересовались у талантливого конструктора:

– Федор Михайлович, скажите, пожалуйста, вот в детстве вы защищали вначале себя – отстаивали свое внутреннее «Я», в юности оберегали любимую девушку, а что вы защищаете сейчас?

 

– Дело моей жизни, – не задумываясь ответил Муравченко. – Мне есть и что, и кого защищать.

Поистине, не бывает бесследным ни один миг жизни. Светлый след люди оставляют делами своими, благородными мыслями. Как важно осмыслить свое место в этом бушующем мире, воспринять, умножить лучшее, выработать свою позицию и попытаться оставить след, достойный своего поколения.

 

Ольга КОРНИЕНКО

 


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
ПОЗИЦИЯ
РОСТ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ЗАПОРОЖЬЕ
ПОРОГИ
МИГ
ДЕТИ ЗАПОРОЖЬЯ
MISTO.ИНФОРМ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ
СОДРУЖЕСТВО
ПРАВДА (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ИСТЕБЛИШМЕНТ. АНАЛИТИКА (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ТРК АЛЕКС (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | | follow us on | читайте нас в |