Григорий Викторович, февральская сессия снова будет посвящена вопросам бюджета. Это уже третья так называемая «бюджетная сессия». Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, почему такой важный бюджетный процесс растянут во времени?
– Бюджетный процесс – процесс постоянный. И если в декабре мы принимали так называемый «бюджет содержания», то сейчас идет работа над принятием «бюджета развития». В конце года важно было обеспечить финансирование бюджетной сферы, а это – заработная плата учителям, врачам, свет, газ, тепло в школах, интернатах, больницах и других социальных учреждениях, которые финансируются из областного бюджета. В феврале депутаты будут перераспределять финансирование по основным областным программам, в том числе на строительство дорог, капитальные ремонты и строительство новых объектов. Через полгода снова вернемся к бюджетному вопросу, будем корректировать финансовый документ по результатам работы всей области в первом полугодии.
– Существует ли в депутатском корпусе понимание и, главное, консенсус в том, какие приоритетные направления следует финансировать?
–Приоритетные направления мы определили еще в самом начале работы областного совета седьмого созыва. Решение №1, которое приняли депутаты – было решение о принятии стратегии развития Запорожской области на ближайшие пять лет, до 2020 года. Именно на этот документ и обозначенные в нем приоритеты ориентируются специалисты областной государственной администрации, разрабатывая программы развития, и депутаты областного совета, принимая важные бюджетные решения. В стратегии обозначено понимание того, как должна развиваться наша область, – а мы сегодня развиваемся как регион промышленный, аграрный, с возможностями транспортной логистики, учитывая дорожную развязку, судоходный Днепр, морской порт, и – туристический, как область с богатым культурным наследием. Основной принцип, который заложен в этой стратегии – принцип справедливости по отношению ко всем территориям области. Принятие этой стратегии и позволяет, на мой взгляд, консолидироваться депутатам всех фракций. Хотя бюджетный процесс не бывает простым, депутаты активно защищают свою точку зрения, вносят свои изменения в предложенные проекты решений. Нам пока удавалось находить компромиссы, а основные спорные вопросы решать в ходе заседаний профильных комиссий. Я всегда призываю депутатов работать «без политики». В вопросах газификации области, водоснабжения, а значит и развития нашего коммунального предприятия «Водоканал», который обеспечивает питьевой водой более 300 тысяч потребителей, политики быть не должно и решение таких вопросов депутаты всегда поддерживают.
Другой вопрос, что финансирование областных программ не всегда удается обеспечить в полном объеме. Финансовая ситуация в стране, мировые тенденции экономики, изменения в бюджетном кодексе, – все это сказывается на наполнении бюджета области, денег не становится больше. Хотя, отмечу, денег не хватает и в более благополучных европейских государствах. Областным советом была проведена инвентаризация областных программ по вопросам эффективности, соответствия стратегии развития, а также экономическим факторам. Сегодня мы говорим о том, чтобы использовать имеющиеся финансовые ресурсы максимально эффективно, одним словом – живем по карману, планируем на перспективу.
– Не секрет, что систему Советов наша страна унаследовала от нашего еще не очень отдаленного прошлого. Насколько система Советов отвечает требованиям времени?
–Областной совет – это одна из составляющих развития демократии. Жители области делегировали нам полномочия защищать их интересы, поэтому важная часть деятельности депутата – работа на территории. Депутат должен проводить приемы, встречи с громадами, понимать направления развития территории, которую он представляет в областном совете, проблемные вопросы. Хорошим подспорьем в реализации своих депутатских полномочий сегодня является депутатский фонд, используя который народные избранники могут направлять дополнительные средства на решение инфраструктурных проблем: ремонты, закупку оборудования для школ и детских садов, благоустройство территорий и так далее. Возвращаясь к бюджетному вопросу, отмечу, что такие показатели как налоговые отчисления, минимальная заработная плата, процент инфляции – определяются государственным бюджетом. Разработку областных программ, финансовые расчеты – эти процедуры предлагает областная государственная администрация. Но принимают решения от имени громады всей области – депутаты областного совета. В депутатском корпусе сегодня много молодых, амбициозных людей, важно, чтобы была и ответственность перед громадой.
– Сегодня создание громад – одна из базовых основ организации местного самоуправления. Как складываются отношения областного руководства с новыми структурами на местах?
– На мой взгляд, реформа децентрализации, передача полномочий на места – одна из самых знаковых для дальнейшего развития нашей страны, она отвечает современным общеевропейским тенденциям в системе управления. Но она реализовывается в короткие сроки. В той же Польше, на опыт которой мы в значительной степени ориентируемся, реформа проходила почти десять лет. Для того чтобы увидеть ощутимый результат децентрализации нужно время, – это первое. Второе – нам нужно самим меняться, эффективней использовать те механизмы, которые дает нам местное самоуправление, в основе которого лежат мнение и требования громады. Вот что важно. Для этого мы начали с обучения, за счет грантовых программ для председателей поселковых советов, депутатов были организованы поездки в Польшу, Германию. Лучше же учиться на чужих ошибках? Но в каждой стране все же есть свои отличия, Украина не исключение. Нам нужно сформировать такую систему местного самоуправления, которая будет эффективна для нашего молодого государства.
– Не секрет, что сегодня областной бюджет не покрывает финансирования всех делегированных государством полномочий. Какие возможности, на ваш взгляд, есть у государства для проведения изменений в законодательной сфере по части передачи больших финансовых полномочий на места?
Мое мнение – нужно делать упор на собственные ресурсы, на создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций и т.д. Но я скажу непопулярную вещь: у нас много законов, что усложняет работу с инвесторами, а им нужны простые и понятные правила. Вот что нужно требовать на законодательном уровне. А перспективы для развития у нашего региона есть. Нужно только понимать главные цели – как мы хотим развиваться, за счет каких отраслей экономики и т.д.
– Запорожская область всегда была важным индустриальным регионом, основу развития которого составляли крупные промгиганты. Есть ли сегодня перспектива возрождения и дальнейшего развития промышленного потенциала?
–Это лежит в основе стратегии развития области, но с учетом современных общемировых тенденций. Наши предприятия в большинстве своем требуют модернизации, переориентации к требованиям рынка, который живет по условиям жесточайшей конкуренции. Предприятия, которые вкладывают средства в модернизацию производства – МОТОР СИЧ, «Запорожсталь», агропромышленные предприятия – сегодня развиваются и вносят свой вклад в развитие региона. Надо признать, что мы просто оказались не готовы к изменениям после обретения независимости и, к сожалению, растеряли многое из былого потенциала. Но стоять на месте нельзя, нужно развиваться дальше, использовать новые возможности и новые направления, как например, та же ветроэнергетика, предприятия перерабатывающей отрасли, с высокой добавочной стоимостью. Я уже не раз говорил о создании индустриальных парков. На уровне Кабмина есть понимание в перспективности этого направления. У нашей области есть хорошая опора в виде промышленной площадки, но у нас есть и новые идеи. Это нужно использовать в интересах развития региона и всей страны, и в первую очередь в работе депутатского корпуса. Ведь местное самоуправление есть сердцевина важнейшей реформы в стране – территориально-административной.
Комментарии:
нет комментариев