misto.zp.ua

Базовые принципы децентрализации

Базовые принципы децентрализации

На конец февраля запланирована очередная сессия Запорожского облcовета. В ходе ее проведения депутаты должны принять бюджет области на текущий год. О принципах его формирования и особенностях планирования главного финансового документа шеф-редактор газеты ПОЗИЦИЯ Сергей Знаменский беседует с председателем областного cовета Григорием Самардаком.
 

Григорий Викторович, февральская сессия снова будет посвящена вопросам бюджета. Это уже третья так называемая «бюджетная сессия». Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, почему такой важный бюджетный процесс растянут во времени?

 

– Бюджетный процесс – процесс постоянный. И если в декабре мы принимали так называемый «бюджет содержания», то сейчас идет работа над принятием «бюджета развития». В конце года важно было обеспечить финансирование бюджетной сферы, а это – заработная плата учителям, врачам, свет, газ, тепло в школах, интернатах, больницах и других социальных учреждениях, которые финансируются из областного бюджета. В феврале депутаты будут перераспределять финансирование по основным областным программам, в том числе на строительство дорог, капитальные ремонты и строительство новых объектов. Через полгода снова вернемся к бюджетному вопросу, будем корректировать финансовый документ по результатам работы всей области в первом полугодии.

 

– Существует ли в депутатском корпусе понимание и, главное, консенсус в том, какие приоритетные направления следует финансировать?

 

Приоритетные направления мы определили еще в самом начале работы областного совета седьмого созыва. Решение №1, которое приняли депутаты – было решение о принятии стратегии развития Запорожской области на ближайшие пять лет, до 2020 года. Именно на этот документ и обозначенные в нем приоритеты ориентируются специалисты областной государственной администрации, разрабатывая программы развития, и депутаты областного совета, принимая важные бюджетные решения. В стратегии обозначено понимание того, как должна развиваться наша область, – а мы сегодня развиваемся как регион промышленный, аграрный, с возможностями транспортной логистики, учитывая дорожную развязку, судоходный Днепр, морской порт, и – туристический, как область с богатым культурным наследием. Основной принцип, который заложен в этой стратегии – принцип справедливости по отношению ко всем территориям области. Принятие этой стратегии и позволяет, на мой взгляд, консолидироваться депутатам всех фракций. Хотя бюджетный процесс не бывает простым, депутаты активно защищают свою точку зрения, вносят свои изменения в предложенные проекты решений. Нам пока удавалось находить компромиссы, а основные спорные вопросы решать в ходе заседаний профильных комиссий. Я всегда призываю депутатов работать «без политики». В вопросах газификации области, водоснабжения, а значит и развития нашего коммунального предприятия «Водоканал», который обеспечивает питьевой водой более 300 тысяч потребителей, политики быть не должно и решение таких вопросов депутаты всегда поддерживают.

 

Другой вопрос, что финансирование областных программ не всегда удается обеспечить в полном объеме. Финансовая ситуация в стране, мировые тенденции экономики, изменения в бюджетном кодексе, – все это сказывается на наполнении бюджета области, денег не становится больше. Хотя, отмечу, денег не хватает и в более благополучных европейских государствах. Областным советом была проведена инвентаризация областных программ по вопросам эффективности, соответствия стратегии развития, а также экономическим факторам. Сегодня мы говорим о том, чтобы использовать имеющиеся финансовые ресурсы максимально эффективно, одним словом – живем по карману, планируем на перспективу.

 

– Не секрет, что систему Советов наша страна унаследовала от нашего еще не очень отдаленного прошлого. Насколько система Советов отвечает требованиям времени?

 

Областной совет – это одна из составляющих развития демократии. Жители области делегировали нам полномочия защищать их интересы, поэтому важная часть деятельности депутата – работа на территории. Депутат должен проводить приемы, встречи с громадами, понимать направления развития территории, которую он представляет в областном совете, проблемные вопросы. Хорошим подспорьем в реализации своих депутатских полномочий сегодня является депутатский фонд, используя который народные избранники могут направлять дополнительные средства на решение инфраструктурных проблем: ремонты, закупку оборудования для школ и детских садов, благоустройство территорий и так далее. Возвращаясь к бюджетному вопросу, отмечу, что такие показатели как налоговые отчисления, минимальная заработная плата, процент инфляции – определяются государственным бюджетом. Разработку областных программ, финансовые расчеты – эти процедуры предлагает областная государственная администрация. Но принимают решения от имени громады всей области – депутаты областного совета. В депутатском корпусе сегодня много молодых, амбициозных людей, важно, чтобы была и ответственность перед громадой.

 

– Сегодня создание громад – одна из базовых основ организации местного самоуправления. Как складываются отношения областного руководства с новыми структурами на местах?

 

– На мой взгляд, реформа децентрализации, передача полномочий на места – одна из самых знаковых для дальнейшего развития нашей страны, она отвечает современным общеевропейским тенденциям в системе управления. Но она реализовывается в короткие сроки. В той же Польше, на опыт которой мы в значительной степени ориентируемся, реформа проходила почти десять лет. Для того чтобы увидеть ощутимый результат децентрализации нужно время, – это первое. Второе – нам нужно самим меняться, эффективней использовать те механизмы, которые дает нам местное самоуправление, в основе которого лежат мнение и требования громады. Вот что важно. Для этого мы начали с обучения, за счет грантовых программ для председателей поселковых советов, депутатов были организованы поездки в Польшу, Германию. Лучше же учиться на чужих ошибках? Но в каждой стране все же есть свои отличия, Украина не исключение. Нам нужно сформировать такую систему местного самоуправления, которая будет эффективна для нашего молодого государства.

 

– Не секрет, что сегодня областной бюджет не покрывает финансирования всех делегированных государством полномочий. Какие возможности, на ваш взгляд, есть у государства для проведения изменений в законодательной сфере по части передачи больших финансовых полномочий на места?

 

Мое мнение – нужно делать упор на собственные ресурсы, на создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций и т.д. Но я скажу непопулярную вещь: у нас много законов, что усложняет работу с инвесторами, а им нужны простые и понятные правила. Вот что нужно требовать на законодательном уровне. А перспективы для развития у нашего региона есть. Нужно только понимать главные цели – как мы хотим развиваться, за счет каких отраслей экономики и т.д.

 

– Запорожская область всегда была важным индустриальным регионом, основу развития которого составляли крупные промгиганты. Есть ли сегодня перспектива возрождения и дальнейшего развития промышленного потенциала?

 

Это лежит в основе стратегии развития области, но с учетом современных общемировых тенденций. Наши предприятия в большинстве своем требуют модернизации, переориентации к требованиям рынка, который живет по условиям жесточайшей конкуренции. Предприятия, которые вкладывают средства в модернизацию производства – МОТОР СИЧ, «Запорожсталь», агропромышленные предприятия – сегодня развиваются и вносят свой вклад в развитие региона. Надо признать, что мы просто оказались не готовы к изменениям после обретения независимости и, к сожалению, растеряли многое из былого потенциала. Но стоять на месте нельзя, нужно развиваться дальше, использовать новые возможности и новые направления, как например, та же ветроэнергетика, предприятия перерабатывающей отрасли, с высокой добавочной стоимостью. Я уже не раз говорил о создании индустриальных парков. На уровне Кабмина есть понимание в перспективности этого направления. У нашей области есть хорошая опора в виде промышленной площадки, но у нас есть и новые идеи. Это нужно использовать в интересах развития региона и всей страны, и в первую очередь в работе депутатского корпуса. Ведь местное самоуправление есть сердцевина важнейшей реформы в стране – территориально-административной.


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в