Музыка, группы, рок, выступления в Запорожье
от автора

Все самое интересное из мира рок-музыки! Отчеты о концертах, рецензии альбомов, обзоры оборудования, помощь новичкам, свежие релизы в download-разделе, и многое другое. Оставаясь с нами, Вы всегда будете знать о тенденциях развития украинской и мировой рок-музыки! Кто, что, где, на чем и когда играет? Узнайте об этом из наших новостей, рецензий и отчетов. 

Keep rock!

Электронный журнал Music Wall


Размещение рекламы
последние статьи
контакты
ZP - музыкальные группы

Купить, продать авто

ОБЗОР МУЗЫКАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Педалборд от А до Я. Часть I

Педалборд от А до Я. Часть I

Гик (англ. geek, geck — чокнутый, помешанный, фрик) — сленговое выражение, употребляемое относительно людей увлечённых технологиями и продукцией, изготавливаемой с использованием этих технологий.

Кто такие pedalgeek’s? Думаю, вышеприведенная формулировка проливает свет на это, ставшее в последнее время среди многих музыкантов самых различных уровней и направлений, понятие. Естественно речь идет не о клубе любителей автомобильных педалей, или общественной организации педальных коней. Данная статья — о чудесах западного музпрома, именуемого stompboxes, или по-русски педалях эффектов. А так же о том, как они делают нашу творческую действительность ярче, интереснее и увлекательнее. Для того, чтобы разобраться более детально в непроходимых дебрях цепей педалей эффектов, Ваш покорный слуга и занялся сим неблагодарным, тяжким, но весьма перспективным делом.

Начнем, как полагается, с обзора. Здесь же оговорюсь, почему я, упоминая про педали эффектов, не назвал их гитарными? Дело вот в чем: стомпбоксов (здесь и далее – собирательное название педалей) изготовлено превеликое множество, и многие из них ориентированы не только на обработку сигнала электрогитары, а и на бас-гитару, микрофон, клавишные инструменты и т.п. У многих звезд мирового шоу-бизнеса цепи педалей эффектов вообще спрятаны в рэковые шкафы с туровой концертной аппаратурой, закоммутированы с линейными микшерами/сплиттерами и управляются дистанционно, так что даже термин «напольные» для них является не совсем применимым.

Педали бывают цифровые и аналоговые, компактные и огромные, различные по питанию и классу обработки, тру-байпасные и буферные, а также характеризирующиеся кучей других параметров.

По типу обработки все педали можно разделить на несколько основных групп. Первая, и самая распространенная — эффекты перегрузки. Сюда можно отнести педали типа дисторшн, офердрайв и фузз, а так же различные их производные. В самом простом виде процессы, происходящие внутри этих коробочек, можно описать следующим образом: сигнал электрогитары (или другого электроинструмента) поступает на вход усилителя на транзисторе, электронной лампе или интегральной микросхеме, усиливается там многократно, а потом резко ограничивается по амплитуде, давая характерное искаженное звучание на выходе. Если это искажение сильное и грязное – мы получаем эффект дисторшн, типичные примеры такого являются Boss DS-1, ProCo Rat, MXR Dist plus и другие. Если перегрузка дает мягкое и певучее искажение, менее агрессивное и с большим динамическим диапазоном, это — овердрайв, наиболее известные драйвы Ibanez Tube Screamer, Boss SD-1, Fulltone Fulldrive и т.д. Отдельно стоит упомянуть об эффекте фузз как первом, и, наверное, самом многогранном эффекте перегруза в истории музыки. Принцип его действия состоит в перегружаемости последующих транзисторых каскадов усиления предыдущими, за счет чего создается очень плотное и грязное искажение, зачастую стремящееся к прямоугольной форме волны (при обычно неискаженном синусоидальном сигнале на входе педали). Наиболее известные педали фузза: Dallas Arbiter FuzzFace, Electro-Harmonix Big Muff, SolaSound ToneBender и другие.

Не уступают по популярности вышеописанной и эффекты группы частотной обработки — квакушки, эквалайзеры и фильтры. Практический каждый мало-мальски известный гитарист имеет в своей цепи педаль Вау-вау, она же CryBaby. Наиболее известные представители среди квакушек и фильтров — Dunlop CryBaby, Vox 847 wah, Morley Bad horsie, ElectroHarmonix Q-tron, DOD 440, Moog MF-101 LOW-PASS FILTER. Квакушка и фильтр работают сходным образом, значительно усиливают или ослабляют звуковой сигнал, в ограниченной узкой частотной области. Эквалайзер же делает то же самое, но имеет в своем арсенале настроек несколько параллельных полос, рассчитанных на усиление/ослабление сигнала в нескольких соответствующих этим полосам областях звуковых частот. Это позволяет получить довольно интересную и нетривиальную частотную обработку исходного звука, и даже полностью его изменить. Наиболее распространенные представители педальных эквалайзеров: MXR 6-band EQ, Boss GE-7.

Отдельно стоит рассказать об эффектах модуляции. В общем смысле, звуковая модуляция – это обработка исходного сигнала либо таким же, но сдвинутым по частоте-фазе, либо совсем другим сигналом. Несомненно, первое место среди модуляторов занимает хорус, дающий легкое, плывучее звучание. Он назван так за свою сходность со звучанием хорового пения. Наиболее часто любим гитаристами, использующими его практически повсеместно вместе с чистым гитарным звуком, а так же вокалистами, особенно в местах запевов и насыщенных партий. Выбор хорусов довольно широк, самые распространенные, пожалуй ElectroHarmonix Small Clone, Boss Chorus и другие. Близким родственником эффекта хорус можно считать фленжер, похожий по принципу действия, но гораздо более аномальный по звуку. При выкручивании ручек настройки в максимум, многие педали фленжера самооцсилируют, заводятся, визжат, и, что называется, делают «самолет». Существует даже определение обработки звука, называемое Jet Flange. Electro Harmonix Electric Mistress, Boss BF-3, MXR EVH Flange – наиболее яркие представители группы.

Подобным принципом действия, но другими параметрами модуляции характеризуется эффект фейзер, излюбленный большим количеством музыкантов-электронщиков, и часто встречающийся помимо гитарных партий, еще и на клавишных и перкуссионных треках. Что-то среднее между фленжером и фильтром — как раз для тех, кому нравится извлекать из обычных инструментов необычные звуки. Безусловные лидеры среди фейзеров: MXR Phase 90, ElectroHarmonix Small Stone.

К модуляции так же относят эффекты вибрато, амплитудного и частотного. Амплитудное вибрато, более широко-известное как тремоло, существует двух основных типов: оптическое и генераторное, реализации последнего бывают ламповые и транзисторные. Также, одна из важных характеристик тремоло, кроме скорости – это форма модулирующей волны. На транзисторных и оптических тремоло возможна прямоугольная форма волны, что в результате дает резкий пульсирующий прерывистый звук с полной тишиной в паузах; и возможна треугольная, при которой эффект звучит более мягко, винтажно, с плавным изменением громкости. На ламповых же реализациях прибора возможен только мягкий треугольный эффект. Наиболее известные транзисторные и оптические тремоло Boss TR-2, ElectroHarmonix Pulsar, Voodoo Lab Tremolo, ламповые Guyatone VT-X tremolo идр.

От тремоло, частотное вибрато (или просто вибрато) отличается тем, что у сигнала периодически изменяется не громкость, а высота. На большой скорости модуляции это создает прикольный шатающийся эффект, на медленной — чем-то похоже на монотонное кручение колка при игре гитарной ноты, и действует на слушателей подобно морской болезни. Известные педали вибрато: Univox UniVibe (популяризированная еще Джимми Хендриксом), Fulltone Deja Vibe, Roger Mayer Voodoo vibe.

Одна из наиболее молодых, но довольно развитых групп эффектов – эффекты изменения высоты тона. Это октаверы, питч-шифтеры, и гармонайзеры. Октаверы, сдвигают на одну или больше октав исходный сигнал вниз или вверх (ElectroHarmonix MicroPOG, Boss OC-3). Гармонайзеры делают то же самое, но не на октаву, а на различное количество полутонов. Среди грамотных гармонайзеров есть даже такие, которые определяют высоту взятой ноты, и производят сдвиг на требуемое количество полутонов, соблюдая при этом закон построения интервалов по заданной гамме (минорной или мажорной). Довольно больших успехов в разработке гармонайзеров добилась фирма Eventide, их напольный Eventide Pitch factor занимает флагманские позиции в своей нише на текущий момент. Сюда же можно отнести приборы ElectroHarmonix POG и Boss Harmonist. Безусловный лидер среди напольных питч-шифтеров — Digitech Whammy, известная благодаря широкому списку звездных поклонников, от Joe Satriani до Korn и The Mars Volta.

Огромный пласт педальных эффектов занимают эффекты временной и пространственной обработки сигнала: дилеи (или задержка), ревербераторы и луперы/семплеры.

Дилей, также известен как задержка или эффект эхо – эффект, заключающийся в задержке копии исходного сигнала на определенный временной промежуток, с последующим одно или многократным воспроизведением этого задержанного сигнала вместе с исходным. Педали дилея бывают цифровые и аналоговые. Первые звучат чище, время задержки у них больше, и возможности управления достаточно гибкие. Существует много стерео-версий таких педалей, и, как правило, многие из них имеют в своем составе эмуляцию старых аналоговых и ленточных эхо. Наиболее известные цифровые дилеи: Boss DD-3, Line 6 DL4, Ti-Rex Replica и другие. Аналоговые дилеи звучат мягко, мутновато, каждый повтор у них более темный и размытый по звуку, чем предыдущий. На максимальных настройках количества повторов аналоговые педали дилея самовозбуждаются и осциллируют, за что и любимы многими экспериментальными группами и музыкантами. В этом списке безусловные лидеры ElectroHarmonix Deluxe Memory Man, MXR Carbon Copy, Ibanez AD-9.

Ревербераторы в педальном корпусе появились как дань рэковым студийным устройствам реверберации, и как правило имеют цифровую реализацию. Это связано со сложностью выполняемых алгоритмов по обработке сигнала, а именно имитации акустических отражений реальных или вымышленных помещений или среды. Известные педальные ревербераторы — это Boss RV-3, ElectroHarmonix Holy Grail.

Существует так же довольно большое количество педалей эффектов, не попадающее ни в одну из вышеперечисленных групп, или таких, которые можно отнести сразу в несколько из них. Это как и более продвинутые версии хорошо известных нам тривиальных приборов их комбинации, так и совершенно непохожие на них сумасшедшие нойз-боксы. Особняком в этом списке стоят всевозможные гитарные синтезаторы, как правило, включающие в себя преобразователь формы гитарной волны в квадратную или пилообразную, фильтры, фузы, и различные питч-шифтеры. В сумме работа всех этих узлов дает замысловатый, и во многих случаях совершенно непохожий на гитару саунд. Известные гитарные синты: ElectroHarmonix MicroSynth, HOG, Digitech Space Station, Synth Wah, Boss Bass Synthesizer.

К экзотическим также можно отнести кольцевые модуляторы, или ринг-моды. По сути своей, кольцевая модуляция — это частный случай амплитудной модуляции, но на скоростях, гораздо превышающих работу обычных тремоло-эффектов. В итоге обработки сигнала кольцевым модулятором мы получаем звук, сильно отличающийся от исходного — грязный диссонансный, или имитирующий звон колокола или дверного звонка. Известные ринг-модуляторы ElectroHarmonix Frequency Analizer, DOD Gonkulator, Moog Ring Mod.

Довольно редкий, но очень узнаваемый эффект толк-бокса (talkbox), чем-то похож на квакушку, или вокодер. Наиболее популярны толкбоксы от фирм Rocktron и Dunlop. Кроме этого, существует еще большое количество экзотики среди педалей эффектов, которая иногда даже не поддается описанию: различные октафузы, бит-крашеры и нойзбоксы, но детальное описание этой экзотики – тема отдельной статьи. А мы идем дальше…

Продолжение следует

Дмитрий Unaby, Music Wall

17.09.10


 

Редакция не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
ближайшие концерты
Группа «Plush Fish»
наши партнеры

Готик портал Запорожья

Music Wall, музыкальный журнал Запорожья
МИРОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
Error RSS data!
Яндекс. Новости: Музыка
Концерты в Запорожье
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | | follow us on | читайте нас в |