Музыка, группы, рок, выступления в Запорожье
от автора

Все самое интересное из мира рок-музыки! Отчеты о концертах, рецензии альбомов, обзоры оборудования, помощь новичкам, свежие релизы в download-разделе, и многое другое. Оставаясь с нами, Вы всегда будете знать о тенденциях развития украинской и мировой рок-музыки! Кто, что, где, на чем и когда играет? Узнайте об этом из наших новостей, рецензий и отчетов. 

Keep rock!

Электронный журнал Music Wall


Размещение рекламы
последние статьи
контакты
ZP - музыкальные группы

Купить, продать авто

ОБЗОР МУЗЫКАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Фуз

Фуз

Фуз самый первый, самый популярный и самый распространенный гитарный эффект на Земле и в космосе. Количество фузбоксов гораздо больше, чем число всех гитарных эффектов, вместе взятых. Именно с появлением фузбоксов начался триумфальный марш гитарной музыки, и у гитары появилась гордая приставка электро-, которая у всех ассоциируется со звуком джжжжжжжжжж.

Фуз – вездесущ. Он заполняет все предоставленное музыкальное пространство. От ранней психоделики рок-н-ролла и блюза до блека, дума, индастриала, тяжелой электроники и восьмибитного треш-попа. В некоторых педалбордах можно даже устать от подсчета фузбоксов, а отдельные штуковины превратились в фетиш не меньший, чем страт 57-го. Когда я не могу уснуть, я считаю фузбоксы!

Схемы фузов примитивны, их компоненты можно пересчитать по пальцам, но их сочетание рождает потрясающие по звучанию, легкие и тяжелые, симметричные и несимметричные, враждебные и дружелюбные, а иногда и вовсе невероятные звуковые рисунки. Вы можете получить легкий драйв, а можете, если нужно, непробиваемую стену звука, нужно только выбрать себе фузбокс.

Сотни гитарных электронщиков посвятили себя созданию фузбоксов. В настоящее время это превратилось в некий вид современного искусства, когда кроме качества звука даже более важно качество исполнения, цена компонентов и ручная раскраска корпуса. Открутив крышку такой педали, внутри вы увидите ювелирную работу, сравнимую с Картье или Кристиан Баер. Цены на такие штуки иногда просто пугают и доходят до тысячи евро, особенно прославлен своими дорогими педалями английский бутик D*A*M. Не менее будоражат мозг и произведения андеграундных электронщиков, таких как Soul Kitchen или бутикового гуру Z.Vex, завидная карьера которого началась с сумасшедшего фузфактори.

Теперь подробней о приборах, на которых мне довелось поиграть.

Начнем с самого первого в мире серийного фузбокса – это, конечно же, прославленный Джимми Хендриксом Fuzz Face. Именно с этого фузбокса и его бесконечных модификаций и произошли все остальные фузы. Самый первый и самый эталонный Fuzz Face массово производился Arbiter Electronics в 66 г. Его сердцем были легендарные теперь германиевые транзисторы NKT275, звук их оброс мифами. Сейчас их можно услышать, пожалуй, лишь в клоне Fuzz Face от aNaLoG.MaN San Face. NKT275 были весьма капризны, и впоследствии их заменили на AC128, которые весьма похожи по характеристикам и многие из них считаются гораздо более подходящими для этой роли. Пожалуй, германиевая версия Fuzz Face с AC128 наиболее популярна и звучит на большем количестве записей.

Звук германиевого Fuzz Face легкий, винтажный, воздушный, очень читаемый и чувствительный к динамике звукоизвлечения и мощности гитарных датчиков, в этом он похож на лампу, в нем немного сустейна, с разной гитарой звук прибора будет разный и не всегда предсказуемый. Эффект очень чувствителен на входе, так что прикрутив на гитаре ручку громкости вы получите прекрасный и острый клин ап. Эффект, естественно, прекрасно звучит в чистый канал большинства ламповых усилителей.

Схема очень проста и доступна. Состоит из нескольких резисторов, двух ручек управления, трех конденсаторов и двух транзисторов. Однако, не смотря на простоту, в связи с бешеными отличиями в характеристиках германиевых транзисторов, пусть даже и одинаково подписанных и сделанных на одном заводе, схема требует индивидуального подхода в сборке. В сети есть даже специальные калькуляторы для расчета германиевого фузфейса. Отсюда и цена на приборы.

Из-за капризности германиевых транзисторов, идя на поводу у эволюции электронной промышленности в 70 гг, германиевые транзисторы заменили на кремниевые, в результате получился менее читаемый, но гораздо более фузовый и злой кремниевый Fuzz Face. Кремниевые транзисторы более надежны и предсказуемы, в связи с чем этот эффект и обрел много поклонников. Среди живущих ныне именитых пользователей Fuzz Face вспоминается Эрик Джонсон. В настоящее время клоны фуз фейса производят многие массовые и бутиковые конторы, среди которых самый известный Fuzz Face делает Dunlop, доступен как кремниевый, так и германиевый вариант с AC128. Хотелось бы напомнить и про сан фейс от Аналог мена, сердцем которого являются трушные NKT275, так что если вам дорог Джимми Хендрикс - вперед на YouTube слушать демки и в магазин за покупкой. А так как схема эффекта массова и доступна, можно и к местному толковому педалбилдеру, которых навалом в каждом городе, результат будет не только не хуже, но и значительно дешевле.

Следующий эффект, который по мнению многих является королем фузбоксов – это Tone Bender MKII professional (более ранним тон бендером был мк1 затем мк1.5 – они очень сложны в сборке, капризны и куда менее коммуникабельны по отношению к гитаристу; позже был мк3 с тремя ручками, все эффекты также имеют германиевую и кремниевую версию, однако германиевый мк2, по мнению большинства – самое то, и у меня он есть, поэтому далее только о нем). Прославил этот фуз бокс непревзойденный Джимми Пейдж, в первых двух альбомах Led Zeppelin он просто не выключал его вовсе и кроме него в своем арсенале имел лишь квакушку.

Всего две ручки - атака (дист) и громкость, куча сустейна, сочный мясистый прямой звук, потрясающе заполняет пространство, очень динамичный. И конечно же самый острый, объемный и сочный клин ап во Вселенной, стоит только прибрать ручку громкости по вкусу. Правда, прибор изрядно шумит, что, впрочем, незаметно во время игры. Из недостатков стоит упомянуть о том, что с мощными звукоснимателями юзать его невозможно, ибо он будет попросту запирать на входе из-за своей чувствительности. Фуз подойдет для тяжелого звука, однако стоит использовать лишь синглы или винтажные хамбакеры, он не годится для низкого строя, поскольку тогда нет никакой читаемости, хотя в этом тоже что-то есть. Не читает прибор и рифы на заглушенных струнах, но для мощных открытых рифов и соло просто незаменим. Так что он уживется в любом педалборде. Прибор звучит живее современных дисторшнов на микросхемах и в миксе слышен отлично. Звук очень трушный и олдскульный. Включив его, вы тут же услышите Джими Пейджа, это гарантировано! Недостатков лишена кремниевая версия прибора, как, впрочем, лишена она и достоинств классической.

Оригинальный прибор производился в конце 60-х гг. английской конторой Sola Sound, позже эстафета была перехвачена Colorsound и Marhall, последние выпускали его модификацию под названием Marhall Super Fuzz. Оригиналы, естественно, заоблачно дорого стоят, шумят, скрипят и жутко раритетны, так что о них можно забыть. В настоящее время Tonebender, возрожденный благодаря многим стонер-командам, производят очень большое количество бутиков, среди которых самой точной, лучшей и, конечно же, дорогой (800 евро) является реплика англичан D*A*M. Хотя есть и другие достойные копии прибора. Схема также не секрет, есть в сети, а если покопаться, то есть и точные рекомендации по сборке. Так что вперед, поклонники Пейджа и стонера, ищите паяльщиков - и тысяча евро секономлена, а искомый звук получен. Ну, а если вы олигарх, можно и оригинал купить. У Tonebender тоже есть свои культовые запчасти – это транзисторы OC81D, о которых сложены былины, ибо именно они у Пейджа были в педали. Но в реальности гораздо более распространена педаль с OC75, которых тоже днем с огнем не сыщешь. Годятся и другие транзисторы, например, дам использует ос81d, oc75, oc71, ac125 и свое ноу-хау ос84, которое, с их слов, мало шумит. Используют также и американские 2N404, и советские МП41а, МП42б и другие. Нужен лишь индивидуальный подбор и калибровка прибора. Я пользуюсь точной копией прибора, которая обошлась мне в копейки и звучит идентично оригиналу (судя по демкам, конечно). В электронике чудес не бывает, тем более в такой простой. Так что качественные компоненты - залог суперзвука.

Идем дальше: Big Muff Pi. Хочется сказать "Без комментариев" – настолько известный и популярный это прибор. Он является визитной карточкой Electro-Harmonix. Этот прибор есть почти у всех, он – что-то вроде маст хев для гитаристов; его использовали Хендрикс, Сантана, Гилмор, Курт Кобейн, Джек Вайт, KoЯN, Smashing Pumpkins, Nine Inch Nails, Queen Of The Stone Age, Dinosaur Jr... И это только тысячная часть списка. Прибор очень распространен, сейчас доступно переиздание его самой популярной версии на 4 транзисторах от Electro-Harmonix как русского (советского), так и американского производства. В Украине он стоит около 100 долларов. Версий куча, только электро гармоникс делали штуки три в России и штук 5 американских, плюс версия на микросхемах - не тру.

Сначала об американском приборе: он известен и о нем много писали, поэтому коротко. Это мясокомбинат в коробке. Ему практически все-равно, какая у вас гитара и усилитель, на выходе даже при середине сустейна будет мясо (вроде Корн и т.д.). Никаких заглушенных струн он не слышит, все превращает в мясо. Очень певучий в сольных партиях, аки виолончель (Карлос Сантана). Прибор подходит для любого стиля, о чем говорят в официальной рекламе. Да, он шумит еще как, но этого не будет слышно, когда вы врежете по струнам, и люди оглохнут, немедленно превратясь в куски мяса.

Русская версия, как ни странно поинтереснее, хотя, понятно, качество исполнения не то. Зато звук весьма разнообразен, старую зеленую версию любят Гилмор и Торстон Мур из Sonic Youth. Прибор более послушный, очень певучий и психоделичный. И гораздо более читаемый, чем его буржуазный собрат, за что все его и любят, особенно басисты (Muse). Старая зеленая военная русская версия очень популярна, и из-за этого дорого стоит. Поэтому сосредоточтесь на новой черной, разницы особо нет. Нет смысла заказывать у мастеров его клон – педаль широкодоступна в наших краях, а если повезет, можно купить с рук за копейки и винтажный раритет, что, вообщем-то, на практике для звука бесполезно, зато им можно гордиться! Конечно, можно собрать клон из качественых компонентов (как делают D*A*M), но результат будет тот же – мясо, ну может немного посвежее.

Ну вот, пожалуй, с винтажем покончено. Пора перейти от древностей к настоящему времени. Хочется начать с малоизвестной педали от D*A*M под названием Meathead. Из названия видно, что речь пойдет о мясе, а из названия бутика понятно, что это очень дорогое мясо. Ну, на самом деле стоит эта педаль всего 300 долларов, что, конечно, дорого, но не очень. Впрочем, покупать ее не обязательно, это тот случай, когда стоит сходить к мастеру по самопалу. Схема очень проста и неприхотлива, доступна в интернете и представляет собой модификацию кремниевого варианта фуз фейса. Но результат впечатляет. Плотный читаемый злейший рык, да - это мясо, но гораздо более съедобное, да и послушнее, чем биг маф. Звук резкий и, что удивительно для фуза, приглушенные струны слышны идеально. Всего одна ручка регулировки, она называется, как ни странно, “грязь”, и представляет собой что-то среднее между громкостью и дистом. Хотя, по сути, регулирует уровень выхода. Ну, что тут скажешь, все гениальное просто. Супер штука от дам. Всем стонер-рокерам на заметку.

От эффектов реальных перейдем в мир безумия. Тут безоговорочно царит Z.Vex и его Fuzz Factory. История создания этого фузбокса сама по себе похожа на сказочку. Жил был себе молодой студийный техник Захарий Векс. Как-то ночью он сидел и от бессонницы рассматривал кучку AC128. Они были очень красивые, и напоминали блестящие мусорные баки. И тут Z Vex подумал, а ни замутить ли из них чего-нибудь. Решил начать с фуз фейса, потом приделал к нему еще один каскад на кремниевом транзисторе. Звук получился ничего так. И он двинул дальше, начал менять в педали детали одна за другой и слушать звуки. А звуки получались разные: громкие, тихие, рычащие, скрипящие и реально тяжелые… И когда Z Vex понял, что выбрать один звук он не в состоянии, то замодил схему так, чтобы ею можно было управлять. Так получился фуз новой волны – совершенно безбашенный. В нем было все – от брутального перегруза до блюзового фуз фейса, от октавера до восьмибитного эмулятора. И, самое главное, он был способен к сумасшедшему самозаводящемуся писку, который представлял собой звук, чем-то похожий на термин вокс, и управлять им можно с помощью ручек, вращая их и издавая самые невероятные звуки. Нет смысла рассказывать о том, что педаль приняли не сразу, однако вскоре ее заметили и начали покупать. Внешне она была не менее безумна – маленькая коробочка с пятью ручками, раскрашенная вручную во все цвета радуги. Со временем она попала к звездам, а после превратилась для всех в желанную игрушку, наиграться которой, наверное, просто невозможно. Это любимая штука Метью Белами, на ней играют ZZ Top и Nine Inch Nails, причем на этой педали можно играть даже без гитары в прямом смысле этого слова. Это самый невероятный фуз, на котором можно без преувеличения сыграть все. Поворачивая одну ручку, мы кардинально меняем назначения всех остальных, таким образом получая бесконечное количество вариантов звучания. Основных можно выделить пять: это фуз фейс, тон бендер, автоосцилятор, хай гейн и некий вариант октавера, но это даже не 5% всех его возможностей. Эта педаль в настоящее время очень распространена повсеместно, и хотя стоит она не дешево, ее вполне можно позволить себе купить. Есть и более дешевый вариант с заводской раскраской, и более дорогой с оригинальным пейнтингом. А люди, не брезгующие народными поделками, вполне могут приобрести и клон, которых в Украине и в России также немало. К слову, схема очень проста и поражает отсутствием в ней деталей, воспроизвести ее не составит труда. Вещь ну очень полезная, всем рекомендую. Если не понравится сразу, значит просто нужно покрутить еще. В сети есть мануал по настройке, где в часовых ориентирах расписано около 40 вариантов различных звуков.

Немного советов. Фузбоксы - не те педали, на которых нужно экономить батарейки. Лучше оставьте блоки питания более энергопотребляющим приборам. Батарейка гораздо меньше шумит, не дает наводок, да и почти в любом фузбоксе прослужит вам не меньше трех месяцев. Не стесняйтесь иметь много фузов и комбинировать их, такие комбинации могут порадовать. Кроме тех фузов, о которых я написал, есть миллионы других, и они все по-своему хороши. Стоит обратить внимание на безумие от Death By Audio. Не стоит пренебрегать самопалом – волшебства нет, надпись на коробке не звучит и, в конечном итоге, вы попросту сэкономите кучу денег.

Антон ЛЕВИЧ, Music Wall

17.09.10


 

Редакция не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

Леонид | 17.11 2011 в 14:05
Ласкаво просимо

effekt.yomu.ru | 17.11 2011 в 14:03
Леонид

Леонид | 17.11 2011 в 14:02

Леонид | 17.11 2011 в 14:01

Леонид | 17.11 2011 в 14:00
а зайдите ко мне... Информация по теме... Я \"их\" когда то собирал...

ближайшие концерты
Группа «Plush Fish»
наши партнеры

Готик портал Запорожья

Music Wall, музыкальный журнал Запорожья
МИРОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
Error RSS data!
Яндекс. Новости: Музыка
Концерты в Запорожье
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | | follow us on | читайте нас в |