misto.zp.ua

75-летний юбилей ГП «Ивченко-Прогресс». На крыльях победы

75-летний юбилей ГП «Ивченко-Прогресс». На крыльях победы

В свое время считалось, что на Украину приходится пятая часть научно-производственного потенциала всего СССР, и по многим показателям она могла бы конкурировать с ведущими странами мира. В первые же годы независимости многие уникальные производства были сокращены, перепрофилированы или попросту утрачены. Этого, к счастью, не произошло с ГП«Ивченко-Прогресс»: его школа и в последнее десятилетие по-прежнему сильна своими разработками в области газотурбинной техники, талантливыми специалистами и преемственностью.
 

В феврале 2010 года указом министра промышленной политики Украины Генеральным конструктором, руководителем ГП «Ивченко-Прогресс» назначен Игорь Кравченко, который продолжил дело своего учителя и наставника - Федора Муравченко. Генерального конструктора нельзя просто назначить - им сначала нужно стать.

 

Игорь Федорович с 2003 года – главный конструктор, первый заместитель руководителя предприятия, курирующий самое перспективное направление - «Создание новой техники». Он непосредственно отвечал за тему создания двигателей семейства АИ-222-25 для учебно-тренировочных (УТС) и учебно-боевых (УТБ) самолетов. Одним из смелых решений, которое было реализовано им практически с нуля, - создание модификации двигателя с форсажной камерой, который устанавливается на сверхзвуковой самолет L-15B (Китай). Также Игорь Кравченко непосредственно принимал участие в создании турбовального газотурбинного двигателя (ТВГТД) АИ-450М для модернизации вертолета Ми-2М.

 

В настоящее время под руководством Генерального конструктора предприятие работает в 9-ти ключевых направлениях, над 21-й новой темой авиационного назначения. Для удовлетворения прогнозируемого роста спроса на авиатехнику предприятие разрабатывает ряд новых авиационных двигателей гражданского и военного назначения, а также проводит глубокую модернизацию уже существующих двигателей.

 

В период с конца 1990-х и по настоящее время в ГП «Ивченко-Прогресс» создано семейство бесфорсажных двигателей АИ-222, в числе которых турбореактивные двухконтурные двигатели (ТРДД) АИ-222-25 и АИ-222К-25 для современных и перспективных УТС и УТБ. С 2004 года на их основе создается ТРДД с форсажной камерой АИ-222К-25Ф. С 2012-го ведутся работы по созданию модификаций двигателей АИ-322 (бесфорсажная) и АИ-322Ф/ФК (с форсажной камерой). Начиная с 2014 года, в рамках общегосударственной программы импортозамещения, семейство двигателей АИ-322 комплектуется системами и агрегатами украинского производства. Для повышения потребительских свойств и расширения сферы применения двигателей ведутся работы по созданию модификаций повышенных тяговых характеристик.

 

С целью улучшения скоростных характеристик и маневренности УТС L-39 чешской фирмы «AeroVodohody» на базе двигателя АИ-25ТЛ создана модификация АИ-25ТЛШ с увеличенной на 8% максимальной тягой. По состоянию на 2020 год модернизировано и принято на вооружение украинских ВВС более 20 самолетов L‑39M/M1.

 

В апреле 2014-го успешно завершены государственные испытания военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70 с первым в мире маршевым турбовинтовентиляторным двигателем (ТВВД) Д-27 мощностью 14000 э.л.c. В 2015 году первый Ан-70 принят на вооружение ВВС Украины.

 

Для перспективных модификаций всемирно известных транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия» разработана новая модификация двигателя Д-18Т: серии 3М с улучшенными акустическими характеристиками и низким уровнем эмиссии. В августе 2016 года собран первый такой двигатель. На данный момент проводятся его сертификационные испытания.

 

Также в настоящее время проводятся дальнейшие работы по развитию семейства ТРДД Д-436: Д-436-148ФМ тягой до 8600 кгс для транспортного самолета Ан-178 и модификаций пассажирского самолета Ан-158. 5 февраля 2016 года состоялся первый полет самолета Ан-178 с двигателями Д-436-148ФМ. В этом же году двигатель сертифицирован в Государственной авиационной службе Украины (ГАСУ) по европейским нормам.

 

Важной вехой последних лет коллектива ГП «Ивченко-Прогресс» стало создание ТРДД нового поколения со сверхвысокой степенью двухконтурности с улучшенной экономичностью на 15-20%,чем у существующих двигателей этого класса тяги, и с существенным улучшением экологических характеристик – АИ-28.

 

Для легких многоцелевых вертолетов со взлетным весом до 4000 кг на предприятии разработано семейство турбовальных двигателей (ТВГТД) АИ-450. Первый полет модернизированного вертолета Ми-2М с ТВГТД АИ-450М состоялся 10сентября 2012 года. Для вертолета Ми-2МСБ (модернизация вертолета АО «МОТОР СИЧ») разработана модификация двигателя АИ-450М-Б. Первый полет вертолета состоялся 4 июля 2014 года. Разработана модификация повышенной мощности АИ‑450М-П для вертолета Ми 2МСБ-В. 25 мая 2015 года получен Сертификат типа от ГАСУ, который подтверждает соответствие двигателя АИ-450 (моделей АИ-450М/М1/М П/М1-П) «Нормам летной годности Украины». 16апреля 2018-го совершил первый полет украинский вертолет МСБ-2 «Надія» разработки АО «МОТОР СИЧ» с двигателями АИ-450М-Б. На сегодняшний день в эксплуатации находится порядка 70 этих двигателей.

 

На базе газогенератора ТВГТД АИ-450 создано семейство турбовинтовых двигателей (ТВД) для легких самолетов авиации общего назначения (АОН), УТС и БПЛА – ТВД АI-450С повышенной мощности.

 

Первый полет самолета АОН - DA50-JP7 австрийской компании «DiamondAircraftIndustries» с двигателем АI-450С состоялся 19 января 2015 года. В следующем году, 17 мая, состоялся первый вылет УТС DART-450 компании Diamond с ТАІ-450СD, а 13 декабря 2017-го DART-450 выполнил первый полет с АІ-450СP. Благодаря этому двигателю DART-450 способен совершать фигуры высшего пилотажа, в том числе перевернутый полет. АІ-450СР установлен также на учебно-тренировочном самолете УТЛ 450 (Украина). 16 июня 2017 г. для моделей ТВД АІ-450С/СМ/СD получен Сертификат типа ГАСУ, подтверждающий его соответствие европейским «Нормам летной годности Европейского агентства по авиационной безопасности EASA CS-E», а 5 мая 2018 года в сертификат внесена и модель AI-450СР. С 6 декабря 2019-го начались летные испытания БПЛА «ACINCI» разработки турецкой компании «BaykarMakina» с модификацией АІ-450Т.

 

В 2011-2016 гг., в рамках международного научно-технического проекта «ESPOSA», одобренного и финансированного Европейской комиссией, на предприятии разработан двигатель-демонстратор для самолетов АОН - c использованием опыта этого проекта в дальнейшем были созданы модификации повышенной мощности ТВД АІ-450С-2 и АІ-450СР-2 для самолетов АОН и УТС. 4сентября 2018 года состоялся первый запуск ТВД АІ-450СР-2. Для модернизированного самолета DART-450 и аналогичных УТС проводятся доводочные испытания этих модификаций.

В 2012 году ГП «Ивченко-Прогресс» начало проведение исследовательских работ по формированию облика прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД) для летательных аппаратов различного назначения. Результатом совместных работ с ГП «КБ «Южное» стал аванпроект летательного аппарата «Блискавка», модель которого была продемонстрирована на выставке «Зброя та безпека-2019». Работы по данному направлению продолжаются. Авиадвигатели, разработанные в ГП «Ивченко-Прогресс», применяют на 66типах и модификациях летательных аппаратов в более чем 100 странах.

 

Как директор предприятия и Генеральный конструктор Игорь Кравченко активно занимается научно-организационной работой. В 2008 году он был избран действительным членом Инженерной академии Украины, а в 2015-м ему присвоена научная степень доктора технических наук. Именно благодаря усилиям Кравченко с 2016 года Министерством образования и науки Украины ГП «Ивченко-Прогресс» внесено в Государственный реестр научных организаций. Предприятие с 2011 года входит в концерн «Укроборонпром».

 

В число важнейших составляющих успеха ГП «Ивченко-Прогресс», наряду с грамотной маркетинговой политикой, входят такие важные аспекты деятельности, как сохранение высококлассных специалистов и соблюдение преемственности поколений. Опираясь на славные традиции, обладая серьезным интеллектуальным и технологическим потенциалом, предприятие продолжает поступательное развитие, направленное на дальнейший поиск новых, более современных разработок и достижения намеченных целей. Все это в комплексе позволяет создавать надежные, конкурентоспособные двигатели.

 

А еще важна память о тех прогрессовцах, которые стояли у истоков авиационного моторостроения нашей страны - выдающихся руководителей конструкторского бюро А.Г. Ивченко, В.А. Лотареве и Ф.М. Муравченко. Она жива не только на Аллее генеральных конструкторов, открытой в их честь, но и в памяти потомков, продолжающих авиационное дело сегодня.

 

Ольга КОРНИЕНКО


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в