Лента статей
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты

Адрес редакции:
69068, г. Запорожье ул. Копёнкина 54
Главный редактор:
Сергей Знаменский
Телефоны:
тел./факс: +380 (61) 289-35-36 (-37)
Интернет-сайт:
www.pozitciya.com.ua
E-mail:
post@pozitsiya.com.ua
Подписной индекс:
90791

Шелковое замешательство

Шелковое замешательство

Глобальный финансовый кризис, постигший планету в 2008 году, заставил ведущие страны заняться пересмотром мировой экономической модели взаимоотношений. И лучше остальных с этой задачей, судя по многим параметрам, справился Китай. А что  рабочей силы там валом, стоит она сущие копейки, отдача же получается очень даже ничего. И такая политика натолкнула Пекин на мысль: нужно пользоваться моментом и утверждаться в статусе сверхдержавы, активно тесня с Олимпа вечного конкурента  США.
 
Статусная заявка

Все новое – это хорошо забытое старое. Из истории известно, что более двух тысяч лет назад существовал Великий Шелковый путь, по суше и морю соединявший Китай с Западной и Южной Азией, Европой и Африкой. И осенью 2013 года КНР вышла в свет с аналогичной концепцией, только осовремененной, под названием «Один пояс – один путь». Проект предусматривает создание трех трансевразийских экономических коридоров и двух морских маршрутов, которые будут объединять десятки развитых и развивающихся стран. Идея состоит в том, чтобы «сшить» Евразию полноценной инфраструктурой (трубопроводами, железными и автомобильными дорогами, морскими портами и т.д.). Китай готов вложить в это сотни миллиардов долларов, и уже около 70 государств поддержали данную инициативу Пекина.

 

Она объединяет большую часть Евразии: на запланированной проектом территории проживает почти две трети населения Земли, находятся весьма богатые запасы природных ресурсов, она охватывает порядка 40% мирового ВВП, а предположительный общий экономический масштаб программы составляет $21 триллион (!). В погоне за статусом и решением проблемы своих избыточных производственных мощностей Китай открывается перед западным рынком. Ему нужны сырье и энергоресурсы, а в обратном направлении будут поставляться товары. В целом же затеянный КНР проект может стать самым дорогим в этом столетии.

 

Единоличная гармония

В середине мая уже 2017 года в Пекине состоялся саммит «Один пояс – один путь», в котором приняли участие первые лица держав и международных организаций. Глава КНР Си Цзиньпин в своем выступлении заявил, что за последние три года китайские инвестиции в страны, уже присоединившиеся к проекту, составили около $50 млрд, а в ближайшее время эту сумму планируется увеличить в три раза. Кроме того, объем торговли Китая со «странами пути» в 2014–2016 гг. увеличился до трех с лишним триллионов долларов. Это свидетельствует о том, что в обозримой перспективе КНР станет в регионе единоличным лидером, с которым США и ЕС придется не просто считаться, а прислушиваться к его мнению в оба уха.

 

По сути, проект «Один пояс – один путь» является ответом Китая на приоритеты саммита Большой двадцатки. Вместе с тем Си Цзиньпин отрицает, что КНР будет царить в нем безраздельно. «Мы надеемся создать одну большую семью, члены которой будут гармонично и взаимовыгодно сосуществовать друг с другом. Любая страна может принять участие в этом проекте. Китай внесет дополнительные $14,5 млрд в Фонд Шелкового пути, который оказывает поддержку различным программам в рамках инициативы, и еще $8,7 млрд предоставит в качестве помощи развивающимся странам», –сказал он.

 

Страстная причастность

Собственно, к чему мы развели эту затянувшуюся прелюдию. Изначально, четыре года назад, Украина в наполеоновских планах Китая занимала весьма заметное место. Много говорилось о нашем уникальном географическом положении, полезных ископаемых, ресурсах и тому подобное. Отдельно отмечалось, что в последние годы именно КНР является одним из основных торговых партнеров Украины. В общем, прогнозировали, что Киеву суждено стать одним из главных транспортных коридоров из Азии в Европу. А это, сами понимаете, сулило огромные возможности, но...

На уже упомянутый саммит в Пекин украинскую делегацию пригласили. По идее, участвовать в таком солидном мероприятии должен был президент Петр Порошенко, однако, по слухам, чуть ли не накануне саммита его лично звать передумали. И потому в Китай делегировали вице-премьера, министра экономического развития Степана Кубива – лицо, прямо скажем, для процедуры подобного уровня значимостью не вышедшее. Чиновник в Поднебесной расточал проекту комплименты и подчеркивал, что Украина страстно желает быть к нему причастным.

 

– Мы не можем оставаться в стороне от пекинского проекта, потому что Украина территориально и геоэкономически является неотъемлемой его частью. У нас сходятся и перекрещиваются пути с востока на запад и с севера на юг, – сказал, в частности, Степан Кубив. Прямо не государство, а пуп земли, не иначе. Также он отметил, что Украина готова предложить потенциальным партнерам продукцию аграрного комплекса, технологии в сфере авиастроения и освоения космоса, тяжелом и энергетическом машиностроении, добыче полезных ископаемых, IТ-технологии и коммуникационные системы. Короче говоря, ладны были поделиться всем, что имеем, лишь бы хоть немного прикоснуться к Великому Шелковому пути XXI века.

 

Деление на ноль

И что вы думаете? После пекинского саммита из обновленных карт проекта «Один пояс– один путь» явствует, что наша роль в нем стала, мягко говоря, не такой значительной, если не сказать больше. Этот вывод следует из того, что на схемах грузопоток, идущий в Европу из Азии по железной дороге, через Украину уже не проходит – ее нишу может занять соседняя Беларусь.

 

Наши ну очень находчивые эксперты тут же нашли причины-де резкой смены Китаем курса. Например, то, что мы не являемся страной-членом ЕС, а это сложности при прохождении границы. Таможенные заморочки, опять же, добавляют хлопот, плюс приличное дорожное сообщение с Европой де-факто отсутствует. Ну, и куда же без рискованной политической ситуации и экономической непрозрачности. И, разумеется, коррупции, за которую в Украине, в отличие от Китая, не расстреливают, а чуть ли не поощряют. Стоит ли КНР вкладывать миллиарды долларов в такое сомнительное предприятие? Но вот странная штука: так у нас было всегда, и раньше Пекин на это особо внимания не обращал. Почему же проявил щепетильность сейчас? А может все проще – мы оказались несостоятельным партнером в том экспериментальном «грузопотоке», который апробировался в 2016 году? Помните, наша родная украинская власть его так пиарила…

 

Одно ясно точно: пирог на многие триллионы долларов делить будут, скорее всего, без нас. И вполне возможно, что не только озвученные выше причины повлияли на решение Китая. Кто знает, не замешаны ли тут договоренности более высокого порядка? Что для мира Украина? Еще не до конца «выдоенная» своими и чужими территория в центре Европы, буферная зона между западной и восточной цивилизациями, чьими интересами можно приторговывать. В принципе, могли же где-нибудь в кулуарах ударить по рукам, от китайского проекта нас отстранить, а к другому (какому, пока трудно сказать) «приписать». По крайней мере, так неожиданный поворот по поводу Украины был бы хоть как-то объясним. Вопрос в том, кто смог столь эффектно надавить на Китай и что посулил ему взамен? Если дело и, правда, обстояло так, однажды мы непременно узнаем ответ...

 

Кстати

Избрание президентом США Дональда Трампа сыграло на руку Китаю тем, что новый хозяин Белого дома провозгласил политику относительной закрытости государства и сбавил обороты глобализации. Американский лидер вывел свою страну из торгового альянса азиатских и тихоокеанских государств, который ранее рассматривался как реальный и мощный антагонист Пекина, но теперь уже не сможет конкурировать с ним в полную силу. В особенно удрученном настроении после выхода США из организации оказалась Япония: два года назад она провозгласила, что хочет выделить 110 миллиардов долларов на финансирование собственных инфраструктурных проектов в регионе. Что касается ЕС, то в нем выказывают заинтересованность в реализации китайского проекта. С одной оговоркой: неплохо бы Пекину координировать свои глобальные планы с Брюсселем. Но что Пекину до их праздных размышлений?

 

Максим КОРОБЕЦ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
ПОЗИЦИЯ
РОСТ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ЗАПОРОЖЬЕ
ПОРОГИ
ДЕТИ ЗАПОРОЖЬЯ
MISTO.ИНФОРМ
МИГ
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ
СОДРУЖЕСТВО
ПРАВДА (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ИСТЕБЛИШМЕНТ. АНАЛИТИКА (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ТРК АЛЕКС (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | | follow us on | читайте нас в |