misto.zp.ua

Выдающийся авиаконструктор Владимир Климов, его роль в развитии запорожского авиадвигателестроения

Выдающийся авиаконструктор Владимир Климов, его роль в развитии запорожского авиадвигателестроения В Запорожье именем знаменитого авиаконструктора Владимира Климова назван парк в Шевченковском районе города. Здесь же расположен Музей техники, где наглядно представлены страницы истории прославленного на весь мир предприятия МОТОР СИЧ. Одна из них посвящена знаменитому авиаконструктору.
 
…В мае 1915 года будущий выдающийся конструктор, а на тот момент недавний студент Императорского Московского технического училища Владимир Климов поступил рабочим на завод «Дека» акционерного общества электромеханических сооружений г. Петроград. В то время предприятие получило государственную субсидию на развитие производства и создание отделения авиадвигателей. Хотя Владимиру и предлагали более интеллектуальные должности, доскональное знакомство с предприятием он решил начать с азов, освоив рабочие специальности и пройдя все ступеньки производства. Спустя полгода он уже входил в группу инженера Воробьева, руководившего выпуском рабочих чертежей двигателей типа «Мерседес» – вертикального однорядного шестицилиндрового мотора водяного охлаждения мощностью 100 л. с.

Для серийного выпуска двигателя компания «Дека» в Александровске (Запорожье) приобретает у купцов Мознаимов завод по изготовлению сельскохозяйственных механизмов и инструмента. Ускоренными темпами на запорожской земле возводятся административные здания, силовая станция, механический, кузнечный и испытательный цехи, столярное, модельное и ремонтное отделения, складские помещения. По площади кирпичных строений и техническому оснащению этот завод превосходил все моторные заводы России. Когда на головном предприятии в Петрограде Владимир Климов рассматривал его макет, рациональное расположение корпусов, удивлялся скорости строительства, он и предположить не мог, что спустя 14 лет станет одним из его руководителей.

 

В январе 1916 года успешно прошло испытание мотора, получившего название «Дека М-100». Климов не покидал группу Воробьева от первых чертежей до стендовых испытаний, только что не ночевал на заводе. Как свидетельствуют документы, «первый мотор, сделанный целиком из отечественных материалов, был пущен в ход 28 сентября сего года (1916) и дал вполне удовлетворительные результаты».

 

Гражданская война, а потом революция на годы затормозили развитие запорожского авиастроения, но остановить этот процесс уже было нельзя. Время диктовало свои требования, и следующий этап стремительного освоения авиационной техники на берегах Днепра также связан с фамилией Климова.

 

…Летом 1930 года Владимира Климова как принимающего лицензионный мотор за рубежом (в Париже) направляют в Запорожье, где начинается период освоения нового двигателя и запуска в серию непосредственно на предприятии. Работа поглотила Владимира Яковлевича целиком – с августа 1930 года и до весны 1931-го он дневал и ночевал на заводе. Жил в гостинице, питался в заводской столовой. А в начале весны ему выделили трехкомнатную квартиру, и Климов смог забрать к себе семью.

 

Запорожье строилось, вырастали промышленные предприятия, возводилась Днепровская ГЭС, на глазах менялся и завод 29 (ныне АО «МОТОР СИЧ»). После революции здесь выпускали поршневой двигатель «Испано-Сюиза», получивший обозначение М-6. С 1925 года, по заданию Авиатреста, занялись освоением нового отечественного мотора М-11 конструкции А. Швецова. И Климову предстояло ускорить выпуск современных моторов. Вначале Владимир Яковлевич был назначен главным контролером, а позже – техническим помощником директора (по современным меркам – техническим директором предприятия). Он настойчиво занимался налаживанием серийного производства новых моторов М-22 (по типу «Юпитер»), вместе с главным инженером разбирался с производственными и конструктивными дефектами мотора М-11.

 

В Москву Владимир Климов вернулся лишь тогда, когда было налажено серийное производство М-22 – доработанного варианта лицензионного французского двигателя «Юпитер». О запорожском периоде конструктор Климов писал: «…Здесь работал начальником технического контроля – 5 месяцев и помощником директора по технической части – 8 месяцев. Из работ в части конструкции могу отметить следующие:

 

Переделка конструкции учебного мотора. В момент моего вступления в должность на заводе изготавливался мотор М-11. Работа мотора была явно неудовлетворительна. Под моим непосредственным руководством конструкция была переделана главным инженером завода товарищем Назаровым и внедрена в производство под маркой М-11В. Этот последний мотор был признан вполне удовлетворительным, и завод 29 получил благодарность за качество мотора.

 

Выпуск мотора М-22. Заводом 29 был принят к постройке мотор М-22 по типу «Юпитер» со всеми переделками, внесенными в конструкцию за границей по нашим требованиям. Под моим непосредственным руководством происходили испытания первой опытной серии моторов, доделка ее и выпуск. В этой законченной конструкции мотор М-22 считается одним из лучших моторов советского производства, за качество которого заводом 29 также получена благодарность.

 

В декабре 1931 года был освобожден от должности технического помощника директора завода 29 и возобновил работу в ЦИАМ – начальником отдела бензиновых двигателей и в МАИ – руководителем кафедры проектирования авиадвигателей».


 

Создание и производство авиационных двигателей на запорожской земле продолжилось во многом благодаря большому вкладу Владимира Климова, щедро делившегося с окружающими своим талантом, оставившим последователям свои наработки, мысли, частичку своего сердца. Спустя годы Владимир Климов прославится как технический гений в области авиадвигателестроения, но становление его как инженера-авиаконструктора состоялось именно у нас, в Запорожье, на заводе 29 (ныне АО «МОТОР СИЧ»).

 

Прим.: ЦИАМ – Центральный институт автомотостроения;

МАИ – Московский авиационный институт

Подготовила Лариса ДУДЕК


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в