misto.zp.ua

Украина и национальный производитель: «патриотизм» явно не в моде

Украина и национальный производитель: «патриотизм» явно не в моде

Поддержка национального производителя – всегда в приоритете любого государства. Даже если оно небольшое и производит всего ничего, это не имеет значения. В Украине лозунг «Купуй своє!» появился давно, но вот ожидаемого результата так и не принес. То есть наши граждане в определенных ситуациях отдают предпочтение отечественной продукции, но не всегда и не «всем миром». Собственно, это и есть одна из причин, по которой украинская экономика нещадно буксует.

 
Никак не удается нашим производителям убедить соотечественников в том, что их товар ничуть не хуже импортного, а порой даже качественно его превосходит. Кстати, за рубежом некоторые наши торговые марки (одежда и обувь, строительные материалы и т.д.) очень даже ценятся, а вот на Родине остаются практически незамеченными. Такое вот «брезгливое» отношение украинцев к своей продукции и к труду земляков.
 
Встречают по одежке
Ради эксперимента зайдите на любой запорожский вещевой рынок – присмотритесь, например, к курткам или пальто. Турецкие и китайские – в ассортименте, украинский производитель или вообще отсутствует, или обойдется на несколько сотен гривен дороже. То же самое касается обуви и прочей одежки. Импортный ширпотреб валит в Украину почем зря, потому что на это работает целая индустрия, а в нашей стране изготовителей не так много, да и масштабы производства несопоставимы с заграничными.
 
При этом продавцы говорят, что клиенты сами больше ориентированы на товар из-за рубежа, а от своего «воротят носы». Потому что привыкли: наше – это второй сорт, хотя такая сентенция была актуальна лет двадцать назад, если не больше. Украинцы научились делать качественные вещи, просто потребители никак не могут в это поверить и проверять не спешат. А чтобы осуществить переворот в сознании, нужен мощный толчок. Но откуда ему взяться, если государство не просто не помогает отечественному производителю, а загоняет его в тупик лицензиями, налогами и поборами?
 
Подлечиться завозным
Украинская фармакология на сегодняшний день, по мнению экспертов, - весьма развитый сегмент экономики. Ежегодный экспорт медикаментов на планете исчисляется сотнями миллиардов долларов (сейчас, в условиях эпидемии, он еще активнее стремится к росту), однако на мировой рынок нас не особо пускают. Там своих производителей с головой хватает, просто так не пробьешься.
 
То есть нашим фармацевтам сегодня важнее ориентироваться на внутреннего потребителя, поскольку украинский рынок забит импортными лекарствами. По данным за 2019 год, в Украину ввезли медикаментов на более чем 1,5 миллиарда долларов, а экспортировали мы их всего на 200 миллионов у.е.
 
В последние годы в нашей стране существенно вырос объем потребления лекарств населением, и сегодня в среднем гражданин тратит на них около 2500-3000 гривен ежегодно. При этом соотношение импортных препаратов по отношению к украинским – примерно 60 на 40. Плюс следует учесть, что зарубежные медикаменты обходятся намного дороже аналогов отечественного производства. Причина все та же: разве наши таблетки могут помочь? Хотя зачастую это мнение ошибочно, ведь многие лекарства (те же обезболивающие) действуют по одному и тому же принципу. Но нет – мы переплатим за раскрученный импортный бренд, потому что «его рекламировали по телевизору».
 
«Бытовуха» заедает
Если нежелание наших сограждан ездить на отечественных авто, в принципе, еще объяснимо, то их пренебрежение к бытовой технике украинского производства все же не совсем понятно. Достаточно присмотреться к вещам, которые окружают вас в собственном доме – холодильник, газовая плита, миксер, электрочайник и т.д. Есть хоть что-то из серии «Зроблено в Україні»? Если и есть, то очень немногое. Вместе с тем, в нашей стране на самом деле производят неплохую бытовую технику (торговые марки не называем, ибо реклама), и к тому же она дешевле своих зарубежных «собратьев».
 
Пару лет назад довелось общаться с продавцом в одном из запорожских магазинов «бытовухи». На все лады он нахваливал ее импортные образцы, расписывал преимущества, а на простой вопрос «Из нашего что-то есть?» неподдельно удивился. И хотя украинские товары таки в ассортименте обнаружились, мягко склонял в сторону заграничных: дескать, это же «качество, проверенное временем», а «насчет нашего большие сомнения».
 
Вот вам яркий пример протекционизма и уничижения отечественного продукта. Хотя дело, скорее всего, в проценте от продажи: импорт стоит дороже – следовательно, и получит продавец больше. Впрочем, возможно, не только в процентах суть...
 
Кстати, насчет автомобильного транспорта. Хорошо, не будем брать в расчет машины, но ведь есть в Украине площадки, где можно наладить производство не только автобусов, но и троллейбусов с трамваями. Было бы желание государства и поддержка от него же! Но гораздо проще купить у соседей или в Западной Европе транспорт категории б/у (то есть «больно убитый») – и добивать его на украинских дорогах. Но это так, к слову о национальном производителе и державной политике по отношению к нему.
 
Откуда сало?
Отдельного разговора заслуживает тема продуктов питания. Это мы сейчас не о сельхозрынках – туда обычно картофель из Египта или польская «молочка» не попадают. Базарный ассортимент практически на 100% родной, украинский. А вот в супермаркетах – сплошной «интернационал». Откуда только не свозится в них провиант, который наш народ с удовольствием употребляет, и нередко в ущерб все тому же отечественному производителю.
 
Но тут дело даже не в том, что на своих столах предпочитают украинцы и в какой стране это произрастало или выращивалось. Проблема в другом: наши товары по ряду причин просто-напросто проигрывают конкуренцию импортной продукции. И вопрос даже не в качестве, а в цене. Звучит дико, но завозная провизия зачастую оказывается дешевле той, которая производится в Украине! Это ли не нонсенс?
 
Примечательно, что уже даже в таком «исконно национальном» сегменте, как сало, мы постепенно сдаем позиции. В последние годы его в Украине и производить, и покупать стали меньше. Все потому, что в приоритете сейчас мясное хозяйство, которое по рентабельности выше. А «сальная» тема в нашей стране становится все менее ликвидной, вот и сворачивается производство. Но свято место пусто не бывает, и вот уже на прилавках доминирует сало из Польши. Вот кто бы мог подумать, да?
 
По данным Гостаможслужбы, в 2021 году Украина импортировала 40,6 тыс. т. свинины, что на 45,1% больше, чем 2020-м, на $74,1 млн. (на 36,1% больше), в т.ч. из Дании (на $35,6 млн.), Польши ($12,7 млн.) и Нидерландов ($10 млн.). Экспорт украинской свинины в прошлом году составил 3,8 тыс. т (на 32,5% больше).
 
Дефицит молока в Украине способствовал тому, что «замешанные» на нем виды продукции нам также поставляется из-за рубежа (причем, как отмечают специалисты пищепрома, по европейским меркам не всегда приемлемого качества). Те же сыры из Польши, Голландии и Германии идут в нашу страну потоком, и стоят при этом дешевле отечественных аналогов. Потому что за рубежом производство сыров обходится дешевле, равно как и сырье для них. Поэтому не сегодня-завтра мы данную отрасль вообще потерять можем и будем жить на завозном. Хотя те, кто и так «сидит» на импорте, этого даже не заметят.
Точно такая же судьба, по словам экспертов, вскоре может постигнуть и кондитерское производство, и птицеводство, и ряд других отраслей пищепрома. Простите, а что же тогда на полках магазинов из нашего вообще останется? И чем украинцы в таком случае собираются подпитывать свою экономику?
 
Тепличная потеря
Разумеется, нельзя не сказать и об овощах и фруктах. Это раньше они были сезонными, а теперь в любое время года – бери не хочу. Но откуда продукты? Правильно, «оттуда» - из Беларуси, Турции, Египта и иже с ними. Есть и наши, конечно - урожай из теплиц. И вот с этой сферой в Украине как раз возникают большие проблемы: из-за высокой стоимости энергоресурсов они стали все чаще сворачивать свою деятельность.
 
Недавно в Украинском союзе промышленников и предпринимателей подсчитали, что тепличные хозяйства вряд ли оправятся от шока из-за цен на энергоносители, а значит, в этом сезоне полноценно нас вряд ли порадуют. Можно, естественно, продолжать работать в сложившихся условиях, но тогда на выходе стоимость тех же овощей будет заоблачной. Никто не будет покупать их втридорога, особенно если рядом на прилавке положить импортный «заместитель» на 20-25% дешевле. Такими темпами вся украинская тепличная отрасль может накрыться, простите, медным тазом.
 
А импортные огурцы с помидорами станут вполне привычной картинкой в быту. В Европе пищевая промышленность получает существенную государственную поддержку – налоговые льготы, дотации, компенсацию на цену на энергоносители (рай для аграриев!). Такой подход позволяет тамошним фермерским хозяйствам работать - в том числе и на экспорт. А куда сбывать продукцию? Правильно, в страны, подобные Украине, где своим не дорожат, а чужому радуются, как дети малые.
 
Остатки несладки...
Вот и получается, что не только наша власть не ратует за отечественного производителя, но и сами граждане воспринимают его как нечто второсортное. Далеко ли уедет на этих принципах государство, как думаете? Ответ очевиден. А тем временем не нужно забывать о том, что именно бизнес во многом является двигателем нашей экономики, обеспечивает работой сотни тысяч людей, платит налоги, которые идут на медицину, образование, социальные программы, оборону.
 
То есть, поддерживая украинский бизнес, мы и будущее Украины формируем. Но, как видите, делать это гражданам мешает, назовем его так, комплекс национальной неполноценности, когда свое всегда хуже импортного. Никто не утверждает, что оно лучше. Но если помогать гривной именно нашим предпринимателям, как знать, - быть может, когда-нибудь осуществим вековую мечту – «догнать и перегнать». Ну, а пока – носим и едим забугорное и лечимся им же. Оглянуться не успеем, а в государстве уже все вокруг – чужое...
 
Максим КОРОБЕЦ

 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ЗАПОРОЖЬЕМИГПОЗИЦИЯДЕТИ ЗАПОРОЖЬЯMISTO.ИНФОРММЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИЗАПОРІЗЬКА СІЧ
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты

Адрес редакции:
69068, г. Запорожье ул. Копёнкина 54
Главный редактор:
Сергей Знаменский
Телефоны:
тел./факс: +380 (61) 289-35-36 (-37)
Интернет-сайт:
www.pozitciya.com.ua
E-mail:
post@pozitsiya.com.ua
Подписной индекс:
90791

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в