misto.zp.ua

ПО МАРКСУ И БЕЗ ОНОГО

ПО МАРКСУ И БЕЗ ОНОГОБесспорный факт: все без исключения революции XX - начала XXI века так или иначе связаны с марксизмом. Это касается не только социалистических революций в России, Китае, на Кубе, во Вьетнаме и т.д., но и фашистской революции в Италии, а также нацистской - в Германии, фалангистской – в Испании, и даже (по методу «от противного») «бархатных» демократических революций в Восточной Европе. 

Приход к власти коммунистов в тех государствах, которые являлись «слабым звеном мировой капиталистической системы» (т.е. экономически и политически отсталыми), представлял собой парадоксальное опровержение фаталистических догматов Маркса. Согласно его теории, социалистические преобразования должны были бы произойти в первую очередь в промышленно развитых странах – таких как Великобритания, Германия, Франция. Причем эволюционно, чуть ли не в автоматическом режиме (парламентским путем или через гражданскую войну – не суть важно). Вопреки безупречной вроде бы теории, первая успешная революция, закрепившая власть радикальных марксистов на целые десятилетия, произошла в аграрной «лапотной» России – без объективных на то предпосылок, исключительно по субъективному хотению самих революционеров и сагитированных ими народных масс.

Что такое буквальное воплощение марксистских идеалов (читай «Манифест Коммунистической партии») на практике, можно видеть на примере «военного коммунизма» в Советской России и принудительной коллективизации в СССР, «большого скачка» и «культурной революции» в маоистском Китае, режима «чучхе» («опоры на собственные силы») в Северной Корее, отчасти режима «красных кхмеров» в Камбодже и кубинского эксперимента Фиделя Кастро. Но это – вполне индивидуальные (если не сказать экстремальные, волюнтаристские) ипостаси «реального социализма», возникшие на конкретных национально-культурных почвах.

Как показывает исторический опыт, вариантов общества социальной справедливости (социализма) может быть довольно много. Заветной мечтой наших обывателей давно уже стал т.н. «шведский социализм», фактически построенный тамошними социал-демократами (т.е. идейными марксистами) без кровавых потрясений, мирным парламентским путём - при сохранении капиталистического способа производства и даже такого «средневекового анахронизма», как наследственная монархия. Разумеется, с точки зрения леворадикальных марксистских ортодоксов троцкистско-ленинского типа европейские социал-демократы и еврокоммунисты являются типичными ренегатами. Помните характерный зубодробительный выпад «Ильича» в адрес лидера австрийских эсдеков Карла Каутского (в советской средней школе и вузах проходили)?

Вся прелесть здесь, однако же, в том, что сам Маркс, взирая на толпы своих восторженных поклонников-профанов, приговаривал: «А я не марксист». Потому что он был прежде сторонником нахождения наиболее эффективных, результативных методов достижения той или иной цели (научной, политтехнологической и т.д.), а не заскорузлым догматиком, причем эта его методология каждый раз по форме могла быть достаточно разной, но по существу единой, т.е. диалектической, «двуликой». Именно поэтому современные социалистические государства (КНР, Вьетнам) и правящие в них Коммунистические партии, допустившие существование в этих странах частных предприятий и вообще рыночных отношений (там полным-полно долларовых миллионеров и даже миллиардеров), не являются ренегатами по отношению к марксизму как таковому. Просто китайский и вьетнамский социализм (как, впрочем, и шведский) проявляется в первую очередь в том, что значительная (иногда и большая) часть вновь созданной в реальном секторе экономики прибавочной стоимости (прибыли) изымается в виде налогов в госбюджет и уже оттуда расходуется на потребности всего общества, а не на безумную роскошь верхушки олигархических финансово-промышленных групп и отраслевых монополий (т.н. «семей»). Таким образом, азиатские и европейские товарищи сняли главное противоречие капитализма – между общественным характером производства и частнособственническим (т.е. непропорциональным, неадекватным, иногда откровенно паразитическим) способом присвоения общественного продукта. То есть построили успешно работающий на благо всех и каждого реальный социализм, да еще и с человеческим лицом, тем самым выполнив заветы Карла Маркса и при этом не особенно заморачиваясь всяческими «-измами». Помните, как там у отца китайских экономических реформ Дэн Сяо Пина: «Неважно, какого цвета кошка. Главное, чтобы она ловила мышей».

Что касается победы радикальных националистов в ряде развитых стран Европы в 20-30 годах ХХ века, то она стала реакцией тамошних консервативных общественных сил на бурную активность и усиление влияния массовых политических движений, взявших на вооружение марксистские идеи, в т.ч. искусственное разжигание классовой борьбы и мировой революции (тогдашний вариант глобализации). Ибо пролетариат, как известно, «не имеет отечества».

Успеху европейских националистов крайнего толка способствовали и ужасы большевизма, которые были хорошо известны Западу. Диалектический парадокс здесь в том, что, действуя как бы «от противного», в деле строительства «нового порядка» фашисты и нацисты на деле воплотили в жизнь ряд фундаментальных положений ненавистного им марксизма. Это касается прежде всего установления жёсткого партийно-государственного контроля над монополистическим капиталом с целью ограничить его аппетиты и заставить работать «в общий котел». Не случайно Бенито Муссолини начинал как ярый социалист и даже был редактором центрального органа Итальянской Соцпартии, а Гитлер возглавлял массовую политическую организацию, которая совершенно справедливо и по праву именовала себя «рабочей» и «социалистической». К слову, после запрета и разгрома Компартии Германии многие рядовые коммунисты преспокойно влились в ряды NSDAP.

Аналогичный псевдо-парадокс наблюдаем ныне и у нас в Украине: например, условно «правое», бескомпромиссно антикоммунистическое ВО «Свобода» в экономических вопросах выступает с абсолютно левых, чисто марксистских позиций. И это не текущая конъюнктура, вызванная злобой дня, а программный принцип сторонников Тягныбока. Ничего странного здесь нет: если кто подзабыл, свои первые шаги на политической арене пан Олег со товарищи делал в качестве лидера Социал-националистической партии Украины, переименованной затем в нейтрально звучащую «Свободу» (как-никак, официально движемся в просвещенную гуманную Европу, пережившую кошмар гитлеризма; неудобно стало, видимо, маршировать под trade mark, вызывающей вполне определённые ассоциации). Общая же причина столь странного, казалось бы, «единства противоположностей» заключается в том, что и марксисты, и антикоммунисты исходят из материалистического понимания мироустройства и истории. Просто у них несколько разные варианты такого понимания.

Исходя из сказанного выше, не вполне верно утверждать, будто левый политический спектр у нас теперь начисто отсутствует: нишу запрещённой КПУ и анемичной, импотентной СПУ активно заполняют юные пассионарии-националисты, иные из которых на своих сходках скандируют клич «Раса! Нация! Социализм!». Подавляющее большинство из них вряд ли когда читало (и не факт, что в будущем прочтет) Маркса, Энгельса и Ленина, не говоря уже о Сталине или неомарксистах Франкфуртской школы философии. Но тут важно другое: ощутив на своей шкуре все «прелести» периферийного капитализма и зная из рассказов родителей, бабушек-дедушек о повседневной жизни в СССР, молодежь хочет и себе уверенности в завтрашнем дне, только без идеологических маразмов и дефицитов позднесоветской эпохи. Однаковозродить социализм – даже в его националистическом обличье – будет очень сложно: просто так оттяпанную собственность и власть «наши» олигархи не отдадут. И патронов жалеть тоже не станут. В конце концов, не зря же повсеместно свалили памятники Ленину и утилизируют самых «буйных и горячих» в войне на Донбассе.

Такая вот диалектика по Марксу и без оного.

P.S. Вы ещё не забыли, что пламенный гонитель коммунистов, разного рода «затаившихся сепаров», «колорадов» и прочей «промосковской ваты» нынешний Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко начинал свою политическую карьеру в рядах Соцпартии, т.е. как убеждённый марксист-интернационалист, сторонник православного славянского единства? Иной раз перечитываю его писания конца 90-х – начала «нулевых» годов. Аж за сердце берет, ей-Богу!..


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в