misto.zp.ua

Османская империя: штрихи к портрету

Османская империя: штрихи к портретуУ нас есть все исторические основания не любить османов. Они «украли» Константинополь, Царьград, в котором Киевская Русь в 957 году впервые приняла святое причастие в лице княгини Ольги. Те времена помнит собор Святой Софии в Стамбуле. На протяжении тысячи лет (вплоть до строительства собора Святого Петра в Риме) он считался самым большим храмом христианского мира.

А четыре минарета к нему пристроили позже, после захвата города османами. Не исключено, что генетическая память о басурманском завоевании центра мирового православия была движущей силой для запорожских казаков ходить в походы «турка бить». Между славянским и византийским мирами могли бы состояться прекрасные культурные отношения, но не сложилось. Маленькое и ушлое туркменское племя оказалось в нужное время и в нужном месте.

Рассвет империи

Да, именно туркмены являются прямыми предками турков. Сегодня Турция - сильное государство с устойчивой политической системой и растущей экономикой: ее объемы за последние четверть века увеличились в пять раз. Добротно финансируемая армия считается второй по численности в блоке НАТО после США. А начиналось все с небольшого племени туркменских мигрантов, которые под натиском монгольских завоевателей в XIII веке покинули родную пустыню в целях поиска лучшей жизни и оказались в Малой Азии. Примерно так выглядит нынешний приход мусульманских народов в Западную Европу подальше от «военных диктатур», «цветных революций», «исламских радикалов» и прочих неприятностей. Но речь пока не о них.

 

Итак, туркмены по прибытии на место раскинули шатры, которых было совсем немного – до полутысячи. С таким резервом вряд ли завоюешь себе родину, как это сделали венгры (эту историю ПОЗИЦИЯ описывала в прошлом номере – ред.), поэтому сидели они в этом климатически благоприятном регионе со славной историей и «высокой культурой быта», по сравнению с их пустыней, тише воды, ниже травы. Однако, как выяснилось, этот пришлый народ и выгнать-то оказалось некому.

 

За несколько лет до их появления Византию уже «освоили» крестоносцы. В 1203-1204 гг. они осаждали Константинополь и своего таки добились – город взяли, разграбили, а местное население, состоявшее в основном из православных греков, практически истребили.

 

В историю этот факт вошел как падение Константинополя. После грандиозного грабежа великой империи крестоносцы подались в морские пираты, а византийцы так и не смогли оправиться от такой западноевропейской интервенции. Так что туркменам банально повезло: можно сказать, попали на бесхозную территорию, где на немногочисленное племя язычников после пережитого даже внимания не обратили. Политическая раздробленность региона и безвластие помогли туркменским мигрантам удержаться на новом месте.

 

Появившись на византийских землях в 1230 году, они 70 лет налаживали свою жизнь, а в 1300-м их вождь Осман Гази договорился о дружбе и сотрудничестве с византийским губернатором Михаилом Коссесом. Он первый увидел перспективы у молодого государства и поддержал его. А дальше понеслось: византийцы и славяне стали массово принимать подданство турок-османов – так благодаря Осману Гази назвали пришлых туркменов. А уже в XV веке, когда турки взяли Константинополь, Византия целиком и полностью перешла под Османскую империю и восстанавливалась уже под исламским полумесяцем.

 

Нельзя не отметить их боеспособность. Турция своими победами и завоеваниями обязана янычарам – регулярной пехоте, куда набирались дети христиан от 8 до 16 лет. Предпочтение отдавалось славянам. Собственно, янычары по моде южных славян брили бороды, оставляя только усы. Традиционно бородатым оставался один человек - турецкий султан. Мнение о том, что из янычар делали фанатичных сторонников мусульманской веры и стирали им память о прежней семье, ложно. Чужеземным мальчикам исключительно в ознакомительных целях, факультативно, преподавали местную религию и язык. А вот искусство владения оружием, бег, борьба, знание трех иностранных языков – было поставлено на серьезный уровень обучения.

 

Янычары сами выбирали себе командиров - тех, кому доверяли, кого считали самыми отважными и достойными (такие же принципы демократии наблюдались и в Запорожской Сечи). Они называли их деями (дядька, брат матери). Это было братство людей, которых империя подняла, можно сказать, «из грязи в князи». Ну что бы они делали дома? Пасли гусей, скудно питались да десятину господину отдавали. Поэтому считать их воинствующими фанатиками как минимум некорректно. Скорее, это было осознанное обязательство воевать за страну, которая им предоставила прекрасные преференции и в образовании, и в военной подготовке, и даже в управлении.

Вот в чем секрет османских завоеваний. Империя дала каждому по способностям. Где, в какой стране происходило подобное в то время?

 

Тюркского мира не будет

 

Многовековая история подтверждает, что Турция, вопреки распространенному мнению, никогда не стремилась объединить под своим флагом тюркский мир – среднеазиатские и кавказские народы, а также крымских татар. Напротив, в эпоху своего максимального могущества Османская империя занималась судьбой тюркских народов намного реже, чем, скажем, осадой австрийской столицы Вены. В XVI веке османы боролись даже за далекую Индонезию, пытаясь изгнать португальцев из Индийского океана. А о родном Туркменистане, который был буквально под боком, они даже не вспоминали. Кривотолки по поводу объединительных идей возникли на почве замыслов Османской империи в начале XX века, когда Турция сама разваливалась на куски. Тогда группа инициативных людей в османском руководстве решила, что пантюркизм - это шанс перезагрузить страну вместе с политической системой. Был еще случай в 1990-х годах, после распада СССР, когда Турция выказала живейший интерес к среднеазиатским, кавказским республикам и Крыму, но замыслы по факту не оправдались.

 

До заката далеко

 

Бытует мнение, что сегодня Турция стремится занять не последнее место в клубе больших мировых держав. На самом деле нет: ей интересней стать региональной державой. Все идет в соответствии с концепцией, развернутой премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу (2014-2016 гг.) в его книге «Стратегическая глубина». В ней рассматриваются четыре вида государств: супердержава, великая держава, региональная и малое государство. Чтобы стать региональным государством, этой стране нужно пересмотреть свою внешнюю политику, чем она и занимается.

 

Что мы видим сейчас? Турецкое правительство установило очень тесное сотрудничество с Россией – это и взаимодействие на территории Сирии, в частности, в местах компактного проживания курдов, и поставки зенитно-ракетного комплекса С-400 на $2,5 млрд. Контракт был заключен в 2017 году, часть сделки Турция оплатит сама, часть покроет российский кредит. Турция, к слову, стала третьей после Беларуси и Китая страной, куда Москва поставляет «Триумфы». В скором времени к ним должна присоединиться Индия.

 

К объединительным шагам с РФ Турцию подталкивает и вопрос энергетического дефицита, который может решить Россия, а именно посредством Турецкого потока. А без китайских вложений в инфраструктуру Турции и дружбы с экономическими гигантами сложно будет достичь своей национальной мечты - стать региональным государством. Поэтому следующим важным партнером Турции выступает Китай. Не так давно Поднебесную посетил турецкий лидер Реджеп Эрдоган. Когда Си Цзиньпин встретился с ним, эксперты сразу заговорили о готовящемся вале инвестиций в Турцию. Нам, как самой инвестиционно непривлекательной стране, остается в этом случае молча завидовать. Для Китая Турция важна по двум причинам – логистика, позволяющая ускорить доступ китайских товаров на европейский рынок, а также авторитет Турции в мусульманском мире. Для Китая, пребывающего в экономическом противостоянии с США, очень важно сохранить стабильность в регионе и не создать эскалации на национальной почве.

 

В ходе своего визита в Китай Эрдоган заявил, что в их странах все нации живут в мире и никому не будет позволено столкнуть Китай и Турцию именно на национальном противостоянии. Таким образом, если сложить все, что происходит по линии турецко-российско-китайских отношений, мы получим следующее: соглашение с Китаем позволит туркам равноправно участвовать в проекте «Пояс и путь», получить серьезные инвестиции. Но чтобы это осуществилось, нужна серьезная защита от своего «союзника» - США. Поэтому становится понятно, для чего Турции ЗРК С-400: обезопасить продвижение китайских товаров в сторону ЕС и осуществить контроль над проливами. А то мало ли что там на уме у заокеанского партнера. Америка не прекращает прессовать Турцию в вопросе приобретения С-400 и грозится не поставить ей новейших истребителей F-5. Но Турция уже сделала ставку в этой геополитической игре, и отступать, по всей вероятности, не намерена.

 

Здесь уместно вспомнить о стратегическом партнерстве Украины с Турцией. В 2015 году об этом говорил тогдашний президент Петр Порошенко, принимая в Киеве турецкого президента. И Реджеп Эрдоган согласился с его словами. В 2017 году это же подчеркивал председатель Верховной Рады Андрей Парубий в интервью турецкому агентству «Анадолу». Все шло хорошо, мы даже не вспоминаем историю о том, как их предки когда-то разрушили центр христианского мира, куда любили наведываться наши древнекиевские лидеры. Да вот делегация Турции в ПАСЕ 25 июня в полном составе проголосовала за возврат России в эту международную организацию. «За» высказался, в том числе, член турецкой делегации и председатель межпарламентской турецко-украинской группы дружбы Тугрул Тюркеш.

 

В Украине на поступок Турции обиделись, расценив это как антиукраинское действо. Однако, по мнению турецкой стороны, позитивные сдвиги в политике позволяют добиваться и увеличения объемов торговли, и роста инвестиций, и строительства... Может, и нам пора прекратить таить обиды и взглянуть на внешний мир позитивно, как наши турецкие «стратегические партнеры»? По этому поводу у американского поэта Генри Лонгфелло есть прекрасные строки: «Смойте краски боевые, смойте с пальцев пятна крови; закопайте в землю луки... Закурите Трубку Мира и живите впредь, как братья!»

 

 Наталья ЕЛИСЕЕВА


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МІГ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в