misto.zp.ua

Обогащайтесь до отвала!

Обогащайтесь до отвала!

Интересно, сами народные депутаты хотя бы отчасти понимают, почему рейтинг доверия к Верховной Раде – на критически низкой отметке? Объясняется это постыдное явление очень просто: парламентарии охотно принимают непопулярные, а нередко и «драконовские» законы. Но если дело касается их самих, все – инициатива почему-то немедля улетучивается. И это мы даже не о снятии неприкосновенности ведем речь (тема, похоже, вечная), а об ответственности за незаконное обогащение.

 

Официально этот термин трактуется так: приобретение имущества публичным должностным лицом на средства, происхождение которых оно не может объяснить, или они получены с нарушением закона. Это понятие государствам предлагается ввести в уголовные кодексы в 20-й статье Конвенции ООН против коррупции. Первый законопроект на эту тему появился в Аргентине в далеком 1936 году – правда, законом он стал только в 1964-м, когда была утверждена уголовная ответственность за то, что чиновник не может объяснить происхождение средств для обогащения себя или третьего лица. В том же году Индия ввела наказание за обладание ресурсами, происхождение которых публичное должностное лицо не может объяснить. В итоге к середине 1980-х статья за незаконное обогащение уже была в Колумбии, Эквадоре, Египте, Брунее, Пакистане, Сенегале, Доминиканской Республике и т.д.

 

А в Украине законодатели до сих пор не могут сподобиться на наказание политиков и чиновников, которые непонятно каким образом разбогатели. Напомним, Конституционный суд 27 февраля опубликовал решение об отмене статьи Уголовного кодекса Украины о незаконном обогащении.В своем решении он подчеркнул, что противодействие коррупции должно осуществляться исключительно правовыми средствами с соблюдением предписаний законодательства. А статья 368-2 кодекса якобы не соответствует требованиям четкости, точности и однозначности, а потому противоречит юридической определенности как составляющей принципа верховенства права, закрепленного в статье 8 Конституции.

 

И вот какая по этому поводу возникает коллизия: громкие производства по статье 368-2 должны быть прекращены.Пойманные за руку коррупционеры аж прослезились от счастья! Более того, могут еще и рассчитывать на компенсацию морального или физического ущерба! Не надорвутся ли от такой «ноши», любопытно узнать? Отметим, что статья 368-2 Уголовного кодекса о незаконном обогащении была принята в 2015 году на волне создания системы антикоррупционных органов. А еще она была нужна для получения Украиной безвизового режима с Евросоюзом и дальнейшего сотрудничества с Международным валютным фондом. И что же теперь? «Свернут» нам все эти проекты? Могут же...

 

Впрочем, после спорного во многом решения Конституционного суда отдельные народные избранники не сдались и предприняли попытки принять новую редакцию «обогащающего» закона в Верховной Раде. Один из проектов предлагает дополнить Уголовный кодекс положениями, устанавливающими ответственность за приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, активов, стоимость которых более чем на 12 тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан превышает его законные доходы – то есть 204 тысячи гривен.

 

Также документом предусматривается решить вопрос по обеспечению надлежащего функционирования института взыскания необоснованных активов. В связи с этим предлагается ввести в Гражданском кодексе отдельное основание прекращения права собственности, определение видов активов, которые могут признаваться необоснованными, и предел стоимости таких активов (которая в 500 и более раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, то есть 926500 гривен).

 

Рассмотрение дел о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства предлагается отнести к юрисдикции Высшего антикоррупционного суда, что, в свою очередь, будет гарантией беспристрастного рассмотрения таких дел. Право на обращение в суд с соответствующим иском предлагается предоставить Национальному антикоррупционному бюро Украины по согласованию с прокурором Специализированной антикоррупционной прокуратуры, кроме дел, где ответчиком являются должностные лица этих структур (с ними будет «работать» Генеральная прокуратура).

 

А что же президент? Напомним, что в ходе своей инаугурации Владимир Зеленский призвал парламентариев принять закон об уголовной ответственности за незаконное обогащение, и отвел на это два месяца. Но нардепы откровенно не спешат с мощным финальным аккордом под занавес этой каденции Верховной Рады, хотя общество его уже заждалось. Ну, оно и понятно: такой закон у многих власть имущих табуретку из-под ног выбьет. Кому ж охота самолично на шее петельку затягивать?

 

Вместе с тем, президент Украины 3 июня подал в ВР свой законопроект, касающийся незаконного обогащения. Этим документом вводится новый механизм конфискации незаконных активов должностных лиц – по решению суда, в гражданском порядке и без обвинительного приговора. Также предусмотрено возвращение статьи Уголовного кодекса о наказании чиновников за незаконное обогащение, которую Конституционный суд признал вне закона.

 

«Антикоррупционные органы пока не могут расследовать производство о незаконном обогащении, совершенное до признания неконституционной этой статьи Уголовного кодекса. Однако в случае обнаружения необоснованных активов на сумму свыше 900 тысяч гривен ответственности не смогут избежать ни топ-чиновники, которые незаконно обогащались раньше, ни те, кто решится на это в будущем», – сказано в сообщении на сайте президента. Однако Верховная Рада отказалась внести в повестку дня президентский законопроект о незаконном обогащении. Что, в принципе, было прогнозировано: инициативы гаранта парламентарии по-прежнему в упор не видят.

 

Смеем предположить, что уходящий созыв ВР так и не примет норму, касающуюся незаконного обогащения. А это свидетельствует о политической незрелости наших «законотворцев». Равно как сигнализирует о том, что состояния многих народных депутатов нажиты, скажем так, не совсем непосильным трудом. То есть им есть чего бояться. Каким будет новый парламент и насколько качественно он будет отличаться от нынешнего, узнаем совсем скоро. Возможно, еще до конца лета, когда сформируют и коалицию, и новый состав правительства. Ну, а до тех пор – обогащайтесь спокойно, дорогие во всех смыслах этого слова украинские политики и чиновники...

 

 

ОКСАНА, НА СЕРОМ! Наша справка

 

Аргентина

 

Любой человек, который не в состоянии объяснить происхождение своего заметного обогащения, полученного во время госслужбы или в течение двух лет после нее, наказывается лишением свободы от двух до шести лет, штрафом от 50 до 100% величины незаконного обогащения и пожизненным запретом на госслужбу.

 

Гонконг

 

Любой государственный служащий, который: а) имеет уровень жизни выше того, который соответствует его нынешним или прежним доходам на службе; б) контролирует денежные средства или имущество несоразмерно своим нынешним или прежним доходам при отсутствии объяснений, как ему удается поддерживать такой уровень жизни, как средства или собственность попала под его контроль. Таковой чиновник приговаривается к лишению свободы до 10 лет и штрафу около 130 тысяч долларов.

 

Индия

 

Государственный служащий признается преступником, если он или любой человек от его имени владеет или имеет в распоряжении денежные средства (имущество), несоразмерное источникам его дохода и не может дать объяснений на этот счет. Это наказывается лишением свободы от одного года до семи лет и штрафом.

 

Китай

 

Любой чиновник, чье имущество или расходы очевидно превышает законные доходы, и при этом разница значительна, обязан объяснить источники происхождения имущества. Если он не сумеет доказать, что источники законные, то может быть приговорен к лишению свободы до пяти лет и конфискации части активов сверх доказано законных доходов.

 

Литва

 

Гражданин, который владеет активами дороже 250 минимальных прожиточных минимумов (около 24 тысяч долларов), зная, что они не могли быть приобретены на законные доходы, наказывается штрафом, арестом или лишением свободы до 4 лет. Статья работает не только для борьбы с коррупцией, но и для противодействия легализации любых преступных доходов.

 

Максим КОРОБЕЦ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в