misto.zp.ua

Nota bene. Ойкумена

Nota bene. Ойкумена

По-разному можно относиться к событиям, которые происходят вокруг. Это зависит и от степени их влияния на нашу жизнь, и от непосредственной вовлеченности в них, и от личного интереса. А еще от… удаленности от происходящего. Очень часто я думаю о том, что и как происходит в Украине, покидая ее. Не только большое, но часто и сущностное, может быть, даже и истинное видится на расстоянии.
 

Перо приравнять к штыку. А книгу?

Думаю, что книга, написанная этим пером, иногда может стоить целой армии. Скажем, тот же «Кобзарь». Еще год назад его можно было свободно приобрести в «Украинской книге» в Москве на Арбате. Сегодня это уже невозможно. Нет, Москва и Арбат остались на месте, как и магазин. Только вывеска на нем уже другая. Продают там не пищу для ума, а снедь для услады желудка. Что случилось? Обычная в украинских реалиях вещь. Руководство Украинского культурного центра в Москве, посчитав Центр своей вотчиной, отдало помещение «Украинской книги» в аренду московским уличным торгашам. И это прошло мимо украинского государева ока. Как и многое другое, что является его собственностью.

 

Магазин «Украинская книга» на Арбате – крохотный литературный островок не только в Москве, но, по словам симпатичной черноглазой продавщицы Галины Шириной, которая при встрече с земляками быстро и свободно переходит на украинский язык (на нем она, кстати, и стихи сочиняет) на всей европейской части России. Очередей за книжным дефицитом здесь не наблюдается, но люди заходят. Об Украине из первоисточников, которые доступны (понятно о Бандере и УПА речь не идет) хотят знать пусть и немногие, но интерес к украинским реалиям не угасает. А в связи с последними событиями особенно возрос. Тут нередки гости из разных, часто весьма отдаленных от центра, уголков России. При мне заскочил крымский татарин Эрнест, сразу же за ним появился паренек из Барнаула. Ребята хотели приобрести украинские флажки. Но, увы, таковых не оказалось. Галина развела руками, мол, не завезли. Кстати, украинские флажки ребята хотели отнести на место гибели Бориса Немцова. Я побывал там. Много цветов, портретов. И один сиротливый украинский «прапорець». Хоть так. Вместо флажка я оставил несколько своих авторских сувенирных открыток, в том числе и с видами Запорожья. Среди них и та, на которой запорожцы пишут письмо турецкому султану. Понятное дело, речь о моих далеких предках – запорожцах-казаках. Сегодняшние запорожцы письма не пишут – мобильная связь и интернет отучили.

  

Флажки, конечно, мелочь, однако это та информационная политика государства, которая работает на его имидж. Вспоминаю в связи с этим мою велосипедную экспедицию на Дальний Восток. Как известно, во Владивостоке есть украинское консульство. Я подумал, что было бы, наверное, неплохо, совершив путешествие через все евразийское пространство, передать символический привет от родной земли всем украинцам-дальневосточникам. Но, увы, несколько дней я напрасно названивал в консульство. Может, не те номера набирал? Однако когда прибыл во Владивосток под проливным дождем все-таки добрался до улицы Светланской, где находится учреждение. Дежурный через щелку в приоткрытой двери объяснил, что день сегодня не приемный, номера правильные, но по ним никто дозвониться не может. Вот так часто наш чиновный «от Украины» люд преподносит государство миру.

 

Перед отъездом из России я еще раз заглянул в магазин. Полки в нем оказались пустыми. Галина удрученно развела руками: «Тут ремонт грядет, а потом помещение сдадут в аренду. Здесь на Арбате местечко лакомое. Может, рядом в Культурном центре и выделят какой закуток, но скорее всего с украинской книгой в России придется попрощаться». Ее слова оказались пророческими.

 

Сила любого государства не только в оружии, гимнах, парадах, помпезных столичных госхоромах и пышных показушных приемах в фольклорном обрамлении, но и в том, как и в каком виде оно хочет и может представить себя – свой народ и его культуру – миру. Причем не только с высоких «ооновских» и прочих представительных трибун, а в информационных (понятное дело и – пропагандистких) мелочах, культурных островках на чужой территории, будничном деловом партнерстве с иностранцами, кто желает добра и процветания Украине.

 

Встречный пал

Сижу на берегу полноводной рыбной реки, которая впадает в океан. Все течет и все изменяется. Но проходят века, тысячелетия, и сколько пресной воды не вливается в океан, он остается соленым, и рыба, отметав икру в вешних речных водах, возвращается в океанское материнское лоно. И дважды, и трижды, и многажды раз входя в пресную речную и соленую океанскую воду, думаю о наших украинских реалиях. Власть и те, кто рядом с ней, и даже те, кто против нее, призывают активно, вдумчиво и по совести (ни в коем случае не за гречку!) принимать участие в выборах. Иногда меня не покидает чувство, что происходят не выборы (между прочим, по Конституции, они мое право, но не обязанность), а своеобразная рекрутчина в плотные и стройные властные ряды. Нам внушают, что только власть изменит, поможет, вразумит, спасет, направит. Однако течет время, но не изменяется природа власти. А главное не изменяется и не вразумляется страна. Впрочем, изменяется (с вразумлением посложнее), но не благодаря власти.

 

Страну меняют (хотелось бы думать, что и вразумляют) майданы, блокады, забастовки. Страну (как и саму власть!) меняет противостояние власти, сопротивление ее произволу, контроль за ее аппетитами. На то и щука в море, чтоб карась не дремал, на то и волк в лесу, чтоб серый зайчишка шустрее бегал. Думаю, что нам (до выборов и после них, а, может, и вместо) надо учиться не только умению выбирать честных и достойных, но и умению технологиям и способам сопротивления, действенного контроля за этими честными и достойными особами, ставшими властью. В смутное время (а таковое мы сейчас переживаем), на реформаторском переломе это особенно важно. Лесной пожар тушат встречным палом – искусственно вызванным встречным огнем. Силу ломит другая сила, силу власти ломит сила народа. И не обязательно это должен быть пожар. Тот же майдан может проходить и без смрада горящих шин. Так было всегда, так есть, и так будет. Даже когда потушат пожар и зарастет цветами пепелище. Лошади будут продолжать жевать овес, а Днепр впадать в Черное море. При этом лошади будут оставаться лошадьми без малейшего признака овса в крови, а море не выплеснется из берегов и не станет пресным.

 

Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в