Один из наиболее показательных примеров – Ульяна Супрун, с июля 2016 года (!) пребывающая в статусе и.о. министра. И не просто пребывающая, но и проводящая одну из важнейших для страны реформ. В очень большой степени именно от главы министерства зависит вообще будущее украинского здравоохранения. Но тот пост занимает человек с «урезанным» статусом и полномочиями.
Нетрудно проанализировать, к чему это может привести. Реформа провалилась? «Временщик» как бы ни при чем. «А чего вы ожидали от и.о.?» Но кто тогда «при чем»? Или наоборот реформа пойдет нормально, но в процессе не понравится кому-то из власть имущих. Выставить за дверь и.о. министра куда легче.
Фантомные кресла
Министр аграрной политики Тарас Кутовой значится на сайте Кабмина как полноценный министр, в отличие от Ульяны Супрун. Если бы не одно «но». Девять месяцев назад Тарас Кутовой подал заявление об отставке. И его до сих пор не рассмотрела Рада. По словам аграриев, реально руководит министерством заместитель Кутового – без полномочий министра. Земельная реформа в Украине еще не началась, но обсуждают ее постоянно. Но у нас даже нет министра, чьего ведомства эта реформа коснется напрямую.
Но стоит ли удивляться этому, если и Госгеокадастр возглавляет очередной исполняющий обязанности.
У комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений вообще нет главы. Нет его и в экологическом комитете, и в комитете по евроинтеграции, и в комитете по борьбе с коррупцией… Список можно было бы продолжить.
«Болезнь» спускается с центрального уровня на местный. В Запорожской области тоже под и.о. или вообще без официальных руководителей работают несколько властных структур и в особенности коммунальных учреждений и предприятий. Местные советы и исполнительная власть долго тянут с назначением руководителей. А когда кандидатуры наконец вносят на суд громады и народных избранников, как правило, приходится хвататься за голову: на сцене появляются если не «сбитые летчики», то претенденты без образования, опыта, но зато со связями.
Колода или резерв?
Есть две причины для такой кадровой политики, а точнее – ее отсутствия или сознательной ее имитации. Как мы можем заметить, «бесхозными» на центральном уровне остаются большие министерства с широким влиянием. Казалось бы, нонсенс. Но в том-то и дело: на солидные посты – много претендентов. И большой аппетит различных групп влияния. Которые если не могут поставить своего человека, постараются помешать своим конкурентам.
Министерство здравоохранения – это закупки лекарств, распределение огромных средств, влияние на кадровую политику, как следствие – на те же «благотворительные фонды» в больницах. АПК – это дотации фермерам, влияние на земельные вопросы. И так далее. Небогатое министерство культуры с влиянием разве что на театры и народные коллективы, как видим, в эпицентре борьбы не находится.
Вторая причина пустующих высоких постов на центральном и региональном уровнях – отсутствие системы подготовки и продвижения талантливых кадров. Руководящие кадры назначаются, как кажется обывателю, в случайном порядке – словно наугад извлекаются из колоды карт. Зачастую это и правда трудно прогнозируемый процесс: на повышение может пойти способный исполнитель без политических амбиций или наоборот прожженный политик без управленческих навыков, верный оруженосец высокопоставленного шефа или «серость», которая устроит все противоборствующие группы влияния.
Покончить с такой бессистемностью можно было бы, установив жесткий порядок назначения управленцев: по чьей инициативе, по каким критериям, в какой срок. Еще больше помог бы кадровый резерв: заведомо известный и открытый реестр профессионалов, из которых может идти отбор на те или иные должности. Это сняло бы большую часть противоречий и значительную часть вопросов громады к потенциальным руководителям.
Игорь ОВДИЕНКО
Комментарии:
нет комментариев