Не так давно глава украинских униатов (католиков восточного обряда) Святослав Шевчук призвал сторонников только что созданной ПЦУ «искать пути для того, чтобы не просто объединяться, но воссоединяться». «Мы как греко-католики ожидаем, что сможем действительно перейти к новому качеству экуменического диалога в Украине, к поиску того, что объединяет нас как христиан», – заявил г-н Шевчук. По его словам, обе конфессии должны «совместно послужить своему народу и развивать традиции некогда единой, а сегодня, к сожалению, разделенной Киевской церкви».
Вне всякого сомнения, ключевым здесь является не очень, на первый взгляд, понятный тезис о том, что-де УГКЦ и ПЦУ должны «не просто объединяться, но воссоединяться». Ведь объединиться в совместном общем делании могут разные юридические лица, не теряя при этом своей субъектности. Если же две части прежде единого целого сливаются в единую структуру, то это и есть воссоединение. Как бы предвидя вполне ожидаемую реакцию на столь явную двусмысленность, Святослав Шевчук заверил, что-де «о восстановлении подчинения одной церкви другой речь не идет».
Растолковать поистине сенсационные посылы главы УГКЦ по горячим следам взялся религиовед Дмитрий Горевой. В эфире одной из FM-радиостанций он заявил: «Единство, о котором говорит Шевчук, означает, что католики и православные смогут вместе служить литургию и причащаться из одной Чаши». При этом, по словам г-на Горевого, «причастие не рассматривается в политическом, административном плане, однако это настоящее духовное единение, когда христиане из разных церквей могут вместе участвовать в важнейших церковных обрядах и таинствах. Священник греко-католический сможет отслужить службу Божью и причащаться с православным священником в одной церкви из одной чаши. Сейчас такое невозможно. В этом плане Украина – уникальная площадка, которая может стать мостом между Востоком и Западом и быть драйвером этого духовного объединения».
Сложно сказать, в какой степени разъяснения Горевого совпадают с позицией самой УГКЦ – официального комментария с ее стороны на сей счет нет. Да и появится ли? Нет, насколько известно, и реакции на «пробные шары» Шевчука от спикеров ПЦУ. Однако если обоюдное молчание обеих конфессий – знак их принципиального согласия с лидером униатов, то остается лишь констатировать, что бывшие УПЦ КП, УАПЦ и ренегаты-перебежчики из канонической УПЦ зашли еще дальше, чем казалось до сих пор.
Собственно, согласие адептов ПЦУ на совместное «причащение» с католиками восточного обряда, если таковое однажды состоится, вряд ли вызовет удивление. Наоборот, оно прекрасно вписалось бы в логику духовной инволюции экс-филаретовцев и КО. Они и так уже нарушили целый ряд незыблемых тысячелетних канонов – этой своего рода Конституции Вселенского Православия, проверенных веками правил организации внутрицерковной жизни. Что мешает, вслед за латинянами-папистами, приступить к нарушению догматов, т.е. фундаментальных формул исповедания Христианской веры?..
Что касается униатов, которые так любят маскироваться под «тоже православных», то они в первую очередь являются католиками, подданными папы Римского. То есть, с точки зрения Православия, еретиками-схизматиками (иначе говоря, отщепенцами-раскольниками), чьи «таинства» являются неспасительными, безблагодатными, бессмысленными и пустыми. Поэтому не то что «причащаться» с ними «из одной Чаши», но и даже участвовать вместе с ними в совместной молитве православным ну никак нельзя. И дело тут вовсе не в «возмутительной нетерпимости» последних. Дело в нежелании согрешить путем нарушения правила веры, а тем самым и оскорбить Господа.
Как известно, имеют место ряд догматических отступлений Ватикана от учения Православной Церкви, сформулированного отцами семи Вселенских Соборов. Это следующие «новшества»: самочинное дополнение к Символу Веры пресловутого filioque(тезиса об исхождении Духа Святаго не только от Бога-Отца, но «и от Сына»); введении ошибочных догматов – о первородном грехе; о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии; о некоем «чистилище», упоминаний о котором нет ни в Ветхом, ни в Новом Завете; наконец, абсолютно одиозный догмат о мнимой «непогрешимости» римского первосвященника.
Кроме того, допущены искажения в совершении церковных Таинств. Самые вопиющие из них – употребление в Таинстве Евхаристии пресного хлеба («опресноков») вместо квасного, что прямо противоречит и евангельскому повествованию о Тайной Вечери, и древней церковной традиции, а также лишение мирян приобщения Крови Христовой – вопреки недвусмысленному призыву Самого Спасителя: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, Еже за вы ломимое во оставление грехов; пийте от Нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, Яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». То есть, получается, у католиков причащаются только священники. Как назвать то действо, в котором участвуют миряне? Даже не знаю, как его и обозначить. Неужели такое вот, прости Господи, «полупричастие» устроит сторонников ПЦУ, многие из которых, конечно же, вполне искренне считают себя стопроцентными ортодоксами?..
Подробно отступления Ватикана от святоотеческого учения и традиций детально изложены в специальной литературе. Ныне она общедоступна. Да, конечно, значительному большинству т.н. «захожан», которые приходят в храм пару-тройку раз в год поставить свечку, посвятить водичку и пасхальные яйца-куличи, канонические и догматические различия Православия и католичества попросту непонятны, а потому и неинтересны. Тем не менее всем тем, кто считает себя православным, надо твердо знать, что искажения христианского вероучения и практики, допущенные латинянами-папистами, не так уж и безобидны. Скорее наоборот. Ведь речь идет о посмертной участи человеческих душ, об их спасении в вечности или, напротив, погибели. Вот почему настоящие православные всеми доступными им законными средствами противятся как «экуменизму» по ватиканским рецептам, так и стремлению загнать их в некий околоцерковный новодел, обладающий весьма сомнительной каноничностью (если обладающий ею вообще).
Уместно привести цитату, принадлежащую кардиналу Баронию, одному из высших иерархов Ватикана, который писал, что в течение 150 лет папский престол занимали «чудовища гнуснейшей жизни, распутнейшего нрава, сквернейшие люди во всех отношениях». Это к вопросу о «непогрешимости» кое-кого из тех, кого Ватиканский собор 1870 года именует «божественным человеком и человеческим Богом, владыкой Вселенной, светом веры и отражением истины». И вот еще что: «Если папа изрек приговор против суда Божия, то суд Божий должен быть исправлен и отменен… Папа есть над всеми и может все». И над патриархом Стамбульским тоже, выходит, Римский понтифик? Так-то вот…
К слову, ежели в финале совместной службы униаты и адепты ПЦУ станут «причащаться из одной Чаши», то это значит, что в ходе литургии (или все же мессы?) они обязаны будут поминать не только патриарха, но и главного католика. Возможно ли в таком случае молитвенное общение ПЦУ с предстоятелями действительно поместных православных церквей? Вопрос сугубо риторический.
И последнее. Вот выдержки из завещания преподобного Феодосия Киево-Печерского, основателя русского монашества: «Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте, всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь. Берегитесь, чада, кривоверов и бесед их, ибо земля наша наполнилась ими… Вы же, латиняне, отринувшие проповедание апостольское и святых отец, приняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Потому не подобает с вами служить и к Божественным Таинствам вместе приступать – ни вам к нашим, ни нам к вашим».
Знает ли завещание великого нашего святого Станислав Шевчук, причисляющий УГКЦ к «тысячелетней киевской традиции»? Ведомо ли ему, что в 1596 году именно Киевская униатская митрополия (вернее, ее сановная верхушка) предала Цареградскую Матерь-Церковь, тогда как гонимая поляками и униатами Православная митрополия сохранила верность Константинопольскому патриархату? Та самая, правопреемником которой была и есть каноническая УПЦ.
Сергей ГРИГОРЬЕВ
Комментарии:
нет комментариев