misto.zp.ua

«БЕРЕГИТЕСЬ, ЧАДА, КРИВОВЕРОВ…»

«БЕРЕГИТЕСЬ, ЧАДА, КРИВОВЕРОВ…»

Не так давно глава украинских униатов (католиков восточного обряда) Святослав Шевчук призвал сторонников только что созданной ПЦУ «искать пути для того, чтобы не просто объединяться, но воссоединяться». «Мы как греко-католики ожидаем, что сможем действительно перейти к новому качеству экуменического диалога в Украине, к поиску того, что объединяет нас как христиан», – заявил г-н Шевчук. По его словам, обе конфессии должны «совместно послужить своему народу и развивать традиции некогда единой, а сегодня, к сожалению, разделенной Киевской церкви».

 

Вне всякого сомнения, ключевым здесь является не очень, на первый взгляд, понятный тезис о том, что-де УГКЦ и ПЦУ должны «не просто объединяться, но воссоединяться». Ведь объединиться в совместном общем делании могут разные юридические лица, не теряя при этом своей субъектности. Если же две части прежде единого целого сливаются в единую структуру, то это и есть воссоединение. Как бы предвидя вполне ожидаемую реакцию на столь явную двусмысленность, Святослав Шевчук заверил, что-де «о восстановлении подчинения одной церкви другой речь не идет».

 

Растолковать поистине сенсационные посылы главы УГКЦ по горячим следам взялся религиовед Дмитрий Горевой. В эфире одной из FM-радиостанций он заявил: «Единство, о котором говорит Шевчук, означает, что католики и православные смогут вместе служить литургию и причащаться из одной Чаши». При этом, по словам г-на Горевого, «причастие не рассматривается в политическом, административном плане, однако это настоящее духовное единение, когда христиане из разных церквей могут вместе участвовать в важнейших церковных обрядах и таинствах. Священник греко-католический сможет отслужить службу Божью и причащаться с православным священником в одной церкви из одной чаши. Сейчас такое невозможно. В этом плане Украина – уникальная площадка, которая может стать мостом между Востоком и Западом и быть драйвером этого духовного объединения».

 

Сложно сказать, в какой степени разъяснения Горевого совпадают с позицией самой УГКЦ – официального комментария с ее стороны на сей счет нет. Да и появится ли? Нет, насколько известно, и реакции на «пробные шары» Шевчука от спикеров ПЦУ. Однако если обоюдное молчание обеих конфессий – знак их принципиального согласия с лидером униатов, то остается лишь констатировать, что бывшие УПЦ КП, УАПЦ и ренегаты-перебежчики из канонической УПЦ зашли еще дальше, чем казалось до сих пор.

 

Собственно, согласие адептов ПЦУ на совместное «причащение» с католиками восточного обряда, если таковое однажды состоится, вряд ли вызовет удивление. Наоборот, оно прекрасно вписалось бы в логику духовной инволюции экс-филаретовцев и КО. Они и так уже нарушили целый ряд незыблемых тысячелетних канонов – этой своего рода Конституции Вселенского Православия, проверенных веками правил организации внутрицерковной жизни. Что мешает, вслед за латинянами-папистами, приступить к нарушению догматов, т.е. фундаментальных формул исповедания Христианской веры?..

Что касается униатов, которые так любят маскироваться под «тоже православных», то они в первую очередь являются католиками, подданными папы Римского. То есть, с точки зрения Православия, еретиками-схизматиками (иначе говоря, отщепенцами-раскольниками), чьи «таинства» являются неспасительными, безблагодатными, бессмысленными и пустыми. Поэтому не то что «причащаться» с ними «из одной Чаши», но и даже участвовать вместе с ними в совместной молитве православным ну никак нельзя. И дело тут вовсе не в «возмутительной нетерпимости» последних. Дело в нежелании согрешить путем нарушения правила веры, а тем самым и оскорбить Господа.

 

Как известно, имеют место ряд догматических отступлений Ватикана от учения Православной Церкви, сформулированного отцами семи Вселенских Соборов. Это следующие «новшества»: самочинное дополнение к Символу Веры пресловутого filioque(тезиса об исхождении Духа Святаго не только от Бога-Отца, но «и от Сына»); введении ошибочных догматов – о первородном грехе; о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии; о некоем «чистилище», упоминаний о котором нет ни в Ветхом, ни в Новом Завете; наконец, абсолютно одиозный догмат о мнимой «непогрешимости» римского первосвященника.

Кроме того, допущены искажения в совершении церковных Таинств. Самые вопиющие из них – употребление в Таинстве Евхаристии пресного хлеба («опресноков») вместо квасного, что прямо противоречит и евангельскому повествованию о Тайной Вечери, и древней церковной традиции, а также лишение мирян приобщения Крови Христовой – вопреки недвусмысленному призыву Самого Спасителя: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, Еже за вы ломимое во оставление грехов; пийте от Нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, Яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». То есть, получается, у католиков причащаются только священники. Как назвать то действо, в котором участвуют миряне? Даже не знаю, как его и обозначить. Неужели такое вот, прости Господи, «полупричастие» устроит сторонников ПЦУ, многие из которых, конечно же, вполне искренне считают себя стопроцентными ортодоксами?..

 

Подробно отступления Ватикана от святоотеческого учения и традиций детально изложены в специальной литературе. Ныне она общедоступна. Да, конечно, значительному большинству т.н. «захожан», которые приходят в храм пару-тройку раз в год поставить свечку, посвятить водичку и пасхальные яйца-куличи, канонические и догматические различия Православия и католичества попросту непонятны, а потому и неинтересны. Тем не менее всем тем, кто считает себя православным, надо твердо знать, что искажения христианского вероучения и практики, допущенные латинянами-папистами, не так уж и безобидны. Скорее наоборот. Ведь речь идет о посмертной участи человеческих душ, об их спасении в вечности или, напротив, погибели. Вот почему настоящие православные всеми доступными им законными средствами противятся как «экуменизму» по ватиканским рецептам, так и стремлению загнать их в некий околоцерковный новодел, обладающий весьма сомнительной каноничностью (если обладающий ею вообще).

 

Уместно привести цитату, принадлежащую кардиналу Баронию, одному из высших иерархов Ватикана, который писал, что в течение 150 лет папский престол занимали «чудовища гнуснейшей жизни, распутнейшего нрава, сквернейшие люди во всех отношениях». Это к вопросу о «непогрешимости» кое-кого из тех, кого Ватиканский собор 1870 года именует «божественным человеком и человеческим Богом, владыкой Вселенной, светом веры и отражением истины». И вот еще что: «Если папа изрек приговор против суда Божия, то суд Божий должен быть исправлен и отменен… Папа есть над всеми и может все». И над патриархом Стамбульским тоже, выходит, Римский понтифик? Так-то вот…

 

К слову, ежели в финале совместной службы униаты и адепты ПЦУ станут «причащаться из одной Чаши», то это значит, что в ходе литургии (или все же мессы?) они обязаны будут поминать не только патриарха, но и главного католика. Возможно ли в таком случае молитвенное общение ПЦУ с предстоятелями действительно поместных православных церквей? Вопрос сугубо риторический.

 

И последнее. Вот выдержки из завещания преподобного Феодосия Киево-Печерского, основателя русского монашества: «Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте, всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь. Берегитесь, чада, кривоверов и бесед их, ибо земля наша наполнилась ими… Вы же, латиняне, отринувшие проповедание апостольское и святых отец, приняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Потому не подобает с вами служить и к Божественным Таинствам вместе приступать – ни вам к нашим, ни нам к вашим».

 

Знает ли завещание великого нашего святого Станислав Шевчук, причисляющий УГКЦ к «тысячелетней киевской традиции»? Ведомо ли ему, что в 1596 году именно Киевская униатская митрополия (вернее, ее сановная верхушка) предала Цареградскую Матерь-Церковь, тогда как гонимая поляками и униатами Православная митрополия сохранила верность Константинопольскому патриархату? Та самая, правопреемником которой была и есть каноническая УПЦ.

 

Сергей ГРИГОРЬЕВ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в