Анатолий Масленков – известный в городе фотограф. Знаменитым его сделали снимки, на которых Анатолий Михайлович запечатлел историю тепловой, атомной электростанций и Энергодара. По его фотографиям можно проследить, как строился город, развивался, чем он жил 30-40 лет назад. Эти документальные кадры – часть нашей истории.
Анатолий Михайлович из категории людей, отличающихся тонким вниманием к деталям. Ведь недостаточно просто оказаться в нужном месте в нужное время, намного важнее суметь правильно отобразить происходящее.
Мастер черно-белой портретной и репортажной съемки, он старается передать в кадре не только событие, а в большей мере – эмоции людей. Посредством его снимков мы сегодня ощущаем тот радостный подъем строителей, монтажников, которые в 70-е годы возводили здесь тепловую, а затем и атомную станции, строили город энергетиков.
Фотография – это документ. И порой одним снимком можно выразить больше, чем сотней слов. К примеру, кадр, датированный сентябрем 1971 года, где запечатлен митинг по поводу монтажа первого котла трехсотки ГРЭС. Видим радостные лица людей, которые на фото навсегда останутся молодыми и вдохновленными от того грандиозного дела, к которому они были причастны…
Первый кадр, который снял Анатолий Михайлович в нашем городе, был сделан в июле 1970-го, во время его первого приезда на строящуюся Запорожскую ГРЭС. По заданию руководства проектного института «Энергожилиндустрпроект» (Волгоградская обл.), в котором он тогда работал, требовалось снять монтаж жилья из объемных блок-комнат. Такую технологию применяли в Украине, на строящейся Запорожской ТЭС.
Заместитель начальника стройки Рэма Хеноха, узнав о причине приезда, сказал Анатолию Михайловичу, мол, вы приехали рано и в то же время поздно. Суть непонятной трактовки заключалась в том, что в Днепровке блочные общежития уже смонтированы, а в поселке энергостроителей монтаж еще не начался, поэтому не было возможности отснять процесс строительства «быстрого» жилья.
А это значило, что придется еще раз ехать в командировку. Второй раз Анатолий Масленков приехал в Украину осенью 1970 года. Как раз строился первый дом в первом микрорайоне. В то время это был прогрессивный метод с использованием конвеерной технологии формирования и отделки блок-комнат. Из таких блок-комнат построены дома первого, второго, части третьего микрорайонов. Готовые конструкции доставляли из Приднепровска, а здесь поточным методом строители круглые сутки возводили дома, поэтому люди получали жилье достаточно быстро.
Общая атмосфера, царящая тогда, захватывала, делится Анатолий Михайлович. И в очередной приезд он поинтересовался у Рэма Германовича, не нужен ли стройке фотограф? Тот ответил просто, мол, хочешь работать здесь – приезжай.
Так, 13 декабря 1971 года в трудовой книжке Анатолия Масленкова появилась новая запись, а, по сути, началась новая жизнь, которую он фиксировал в кадрах.
В его архивах – километры пленки… А на них – каждый строящийся объект, разные события и люди, сооружение двух энергогигантов и города-спутника. Показывая снимок за снимком, Анатолий Михайлович то и дело спрашивает: «Разве это не интересно? Ведь это же наша история! Это судьба целого поколения!»
Есть действительно уникальные кадры. Мало кто уже помнит, к примеру, что в первом микрорайоне возле нынешнего магазина «Провиант» (р-н «Олеси») была летняя площадка, где проходили интересные встречи, вечера. Анатолий Михайлович рассказывает, как выступала на этой сценической открытой площадке актриса Маргарита Володина, известная зрителям по фильмам «Оптимистическая трагедия», «Поздняя встреча» и др. А сегодня эта площадка разбита и поросла травой…
Анатолий Михайлович показывает снимки. Вот открытие третьей школы, а вот праздничная линейка в новой четвертой школе. Все фото подписаны, датированы. В архивах Анатолия Масленкова – история Энергодара, начиная с 1970 года и до наших дней. Много эксклюзивных снимков. К примеру, сделанные с вертолета. Интересный кадр, где Анатолий Михайлович стоит на верхушке трубы тепловой станции, а за ним просматривается первый микрорайон. Он с воодушевлением рассказывает об истории каждого снимка, помнит многие имена и фамилии.
Понятно, чтобы снимок получился, фотограф должен сам, как говорится, дышать фотографией, любить людей, которых запечатлевает в кадре. Это искусство! Иногда классные моменты приходят на секунду и исчезают в круговерти окружающего мира. И если фотограф не заметит и не отразит их, они просто растворятся…
Этой публикацией мы открываем цикл материалов об истории Энергодара. Приглашаем и вас, дорогие читатели, поделиться своими воспоминаниями и интересными фото. Пусть молодое поколение энергодарцев откроет для себя новые страницы истории родного города!
Ирена Златопольская
Комментарии:
нет комментариев