misto.zp.ua

Секторальная децентрализация

Секторальная децентрализация

Реформа децентрализации власти является одной из немногих успешных в Украине.

Следующим качественно новым этапом ее внедрения должна стать секторальная децентрализация, которая коснется образования, здравоохранения, социального обеспечения и других важных направлений.

В первой половине ноября 2016 года между Министерством регионального развития, строительства и ЖКХ и рядом других министерств, являющимися ключевыми в децентрализации, был подписан Меморандум о взаимопонимании. Цель документа – координация усилий, направленных на продвижение реформы.

Вице-премьер министр – министр регионального развития Геннадий Зубко не раз заявлял о необходимости усилить эту работу. Прогнозировать ее результаты слишком рано. Но очевидно, что их последствия в полной мере ощутят все 367 объединенных громад, существующих в Украине, в том числе и те 24, что созданы на территории Запорожской области.

Стратегии секторального реформирования стали одной из главных тем, обсуждавшихся в конце декабря в Киеве во время работы Национального пресс-клуба децентрализационной реформы. Аналитики Ассоциации городов Украины, организовавшиефорум «Децентрализация: итоги и достижения 2016 года, задания на следующий год», рассказали журналистам о настоящих и будущих изменениях в сферах социального обеспечения, здравоохранения, образования.

Социалка по-новому

По мнению экспертов, система соцобеспечения требует коренных преобразований. «Сегодня большинство услуг предоставляются в территориальных центрах социального обслуживания, а также в центрах социальных служб для детей, семей и молодежи, которые финансируются за счет местных бюджетов. Когда начали образовываться громады, появились конфликтные ситуации. Районные администрации, в ведении которых находятся новосозданные объединения, стали отказываться от их содержания», – говорят они. Чтобы избежать конфликтов, Министерством соцполитики разработаны и изданы методические рекомендации, в которых предлагаются возможные пути решения возникающих проблем. Впрочем, достоверно судить об их эффективности нельзя. Многие громады сами находят выход из положения. Стоит также отметить, что и другие аспекты этого направления нуждаются в изменениях.

Будем здоровы?

Реформа здравоохранения – первая в перечне проблем, которые волнуют граждан. Говорить о каком-то прогрессе в данном направлении не приходится. За прошедший год в полном объеме не было принято ни одного законодательного акта, хотя 21 апреля Верховная Рада в первом чтении проголосовала законопроект №2309а-д об автономизации учреждений здравоохранения. Он предусматривает по решению собственника преобразование их в некоммерческие предприятия.

30 ноября правительством была одобрена концепция реформы финансирования системы охраны здоровья. Согласно ей, примерно через год каждый житель Украины будет платить за определенные медицинские услуги. Что, конечно, не радует.

Первое новшество документа заключается в том, что все средства, которые сегодня направляются на финансирование учреждений охраны здоровья в виде медицинской субвенции, будут аккумулироваться на государственном уровне. Их оператором станет центральный орган исполнительной власти, который планируют назвать «Центр здоровья». Он будет оплачивать исключительно медицинскую услугу, заключая контракты напрямую с врачами или учреждениями здравоохранения. Одним из главных условий для этого является индивидуальное лицензирование врачей, которого на данный момент в Украине нет. И если покопаться, можно обнаружить еще много разных нюансов, где скрыта коррупционная составляющая. Например, кто, как и по каким критериям будет определять тех, с кем следует заключать договора, а с кем нет? Ведь профессиональный уровень врачей, которые зарегистрированы частными предпринимателями, как и обеспечение кадрами и оборудованием клиник – абсолютно разный.

Второе нововведение – гарантированный пакет медицинских услуг. В его рамках первичная и экстренная медицинская помощь будет предоставляться всем бесплатно. За все другие услуги – консультации специалистов узкого профиля, хирургические вмешательства и так далее, предусмотрено софинансирование за счет пациента. Процент его будет ежегодно устанавливаться Кабмином, исходя из предложений «Центра здоровья».

Поэтапная реализация реформы начнется со второго полугодия 2017 года. Изменится в этом контексте и роль громад. Минздрав предлагает четко разделить сферы ответственности. В обязанности руководства объединенных громад будет входить создание соответствующей инфраструктуры и надлежащих условий труда для медиков. Профильное ведомство гарантирует качество предоставляемых услуг. Людям остается только платить.

О чем думали наши кормчие, одобряя такую концепцию, можно лишь догадываться. Громады, созданные в рамках децентрализации, находятся в сельской местности. Найти там работу практически нереально. Значит, если нет денег, чтобы заплатить за лечение, остается одно – умирать? Хотелось бы знать, кому в действительности нужна такая реформа?

Плоды просвещения

Еще одним аспектом секторальной децентрализации является образовательная сфера. Эксперты констатируют, что вопросы создания и дальнейшего развития опорных школ в объединенных территориальных громадах становятся ключевыми. Аргументируют это тем, что такая концепция хорошо зарекомендовала себя на практике, поэтому способна обеспечить получение качественного образования как можно большему числу детей, особенно в сельской местности. Правда, где проводились опыты, не уточняется.

Напомним, опорными называются школы, которые находятся в больших селах и райцентрах. В них учатся школьники из близлежащих сел. Ребята идут в эти учебные заведения потому, что их школы «оптимизировали» – из-за маленького количества учеников оставили только младшие классы. Впрочем, реформирование образования включает в себя множество составляющих. Это не только привлечение молодых кадров, но также улучшение материально-технической базы школ и т.д.

Безусловно, многое уже сделано. Но огромное количество задач, без решения которых реформа рискует сильно затормозиться или вовсе провалиться, все-таки остаются. И 2017 год станет решающим, покажет, удастся ли построить в Украине эффективное самоуправление, работающее в интересах граждан страны.

Ашот БАЛАЯН


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в